0
780
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Зову гостей из будущего

Всеволод Фурцев

Об авторе: Всеволод Фурцев родился в 1979 году в Москве, сотрудник телеканала "Культура".

Тэги: тупик, кино, фурцев


...А начиналось все невинно. Каких-нибудь сто лет назад кинематограф даже не смел претендовать на звание искусства. Так, ярмарочное увеселение, одно из, не более того. Ставшие легендой первые киносеансы развлекали, пугая. Редкий зритель мог досидеть до прибытия люмьеровского Поезда... Правда, довольно быстро люди привыкли к условностям "фильмы" и перестали испытывать приятно щекочущий страх. Зрелище оказалось глубоко замурованным в плоскость экрана. Потусторонний поезд так и оставался потусторонним. Публика больше не воспринимала кинореальность всерьез, и популярность "великого немого" стремительно пала.

Однако, исчезнув на некоторое время как технический аттракцион, кинематограф скоро возродился уже фениксом от искусства из пепла зрительской пресыщенности. Искусство же, в отличие от аттракциона, опасно по-настоящему. Через эстетические эмоции, через пресловутый катарсис оно способно формировать чувства, влиять на волю, провоцировать деяния. В этом смысле кино - опаснейшее из искусств. Его фотографическое происхождение, способность к прямому отражению вещного мира наводит на мысль о тесной связи кинематографа и социально-психологических состояний общества. Здесь наиболее доказательным является, пожалуй, немецкий экспрессионизм в период между окончанием Первой мировой войны и 1930-ми. В лучших лентах того времени запечатлена гнетущая социальная атмосфера, психологическая напряженность, экономическая и политическая депрессия, растерянность и неверие в будущее. Словом - безвременье, когда потерянный человек-песчинка лихорадочно ищет опоры во власти диктатора, в "боге", сверхъестественных силах. Экспрессионисты обнажили нерв эпохи, задели за живое, но и невольно подтолкнули падающую в бездну гитлеризма Веймарскую Германию.

Возникает вопрос: а что, собственно, в чем отражается? Какая из реальностей является зеркалом: кинореальность или же реальность доподлинная? Разумеется, актуальное всегда неодинаково интерпретируется творцами, и всякий созданный ими образ зачастую мало похож на оригинал. Оно и понятно: кривизна кинематографического зеркала находится в естественной зависимости от личности режиссера, от его социального происхождения, политических убеждений, умственного развития, наконец. Но вторичная реальность, воплощенная на экране, в свою очередь влияет на коллективного зрителя. А он, сам того не сознавая, начинает формировать окружающую среду по образу и подобию ее же отражения пускай в кривом, но все же зеркале. Круг замыкался. Производная интегрировалась. Но нельзя же жить вечно!

За столетнюю историю у кинематографа выпали зубы, он перестал быть опасным, а значит, перестал быть искусством. Деградация кино предсказуемо повлекла деградацию зрителя. Почти весь ХХ век эти двое влюбленно таращились друг на друга и брели, не разбирая дороги, покуда не очутились в заболоченном тупике. Теперь они суетно мечутся, но лишь еще больше вязнут в трясине. И тут уже не важно, каким кино может или должно стать: массовым или "не для всех", зрелищным или интеллектуально-задумчивым. Беда на самом деле в том, что по эту сторону экрана нет Идеологии, Проекта, Мечты. Только представляя себе будущее, можно сотворить нечто новое и выскочить на свет божий! И, кажется, единственный путь - это создание фантастических фильмов. Речь не идет, конечно, о набивших оскомину "космических одиссеях" (хотя, почему бы и нет?). Задача одновременно проста и сложна: надобно смоделировать жизнь обывателей грядущего и показать нынешним. Тем не менее этого не делается. Где, скажем, "Гостья из будущего-2"? Нету. Да и с чего ей взяться? Кинематограф будущего - это дело людей будущего. А "последний человек", будь он хоть трижды гениальным режиссером, не сможет вывести искусство (а стало быть, и весь мир) из тупика, ибо нет у него образа будущего... Ну и собственно Будущее у него тоже отсутствует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2076
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3087
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2444
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2453

Другие новости