Парадокс: ежегодно из стен российских вузов выходит около 15 тыс. специалистов в области информационных технологий, а наша компания с трудом находит среди них две сотни новых сотрудников. Все дело в том, что большая часть выпускников попросту не соответствует потребностям бизнеса.
Регулярно работая со стажерами, мы замечаем, что вчерашние студенты владеют теорией, но не готовы к решению практических задач. А бизнесу нужны навыки и компетенции. Не важно, сколько знает сотрудник и какие у него дипломы, важно, может ли он с их помощью добиться результата.
Обучая вчерашнего студента в «боевых» условиях, бизнес несет серьезные риски. Это все равно, что обучать хирурга на живом пациенте.
Каков «профессиональный» портрет среднестатистического выпускника сегодня? Молодой человек с дипломом в сфере ИТ знает принципы программирования на языках, на которых уже не программируют, и вычислительные комплексы 80-х годов. У него нет навыков управления временем, проектами, работы в команде и бизнес-коммуникаций. Мягкая студенческая среда не способствует формированию цельной личности и не заставляет добиваться результата в определенный срок при ограниченных ресурсах.
Однако еще более серьезная проблема заключается в том, что необходимых нам профессионалов не готовят ни в одном техническом вузе страны. Их просто не существует в современном списке специальностей.
Многие компании пытаются изменить ситуацию, открывая в вузах свои кафедры и принимая активное участие в образовательном процессе. Но это не решает проблему в целом. Такой подход чаще всего дает возможность получить только дополнительные знания по тому или иному предмету в рамках существующей специальности. Мы решили пойти кардинально другим путем – готовить нужный нам персонал по принципиально новым специальностям.
Больше года назад в рамках компании мы создали специальную структуру – Академию IBS, которая приняла участие в разработке профессиональных стандартов ИТ-отрасли. В результате этой работы получилось описание требований к подготовке профессиональных специалистов отрасли со стороны заказчиков, бизнеса. Российская система образования впервые получила уникальный документ, фактически «руководство к действию».
Но когда эти требования будут реализованы в современные программы и когда появятся первые выпускники этих программ? Лет через десять? Мы не можем так долго ждать. Так появилась идея использовать этот опыт. Так, месяц назад, в октябре, на базе МФТИ открылась Магистратура IBS, где сегодня новые специальности осваивают более 40 молодых людей. Уже через два года магистранты придут на работу в нашу компанию.
Подготовка специалистов по новым специальностям не традиционная задача для бизнеса. За основу новых специальностей мы взяли профессиональные стандарты отрасли. На этот фундамент были наложены корпоративные стандарты. По нашим оценкам, ориентация на воспитание определенных личностных и деловых качеств гарантирует нам то, что после окончания обучения человек быстро адаптируется в нашей компании и сможет успешно строить в ней карьеру. В итоге мы получили определенный набор качеств и компетенций, которыми должен обладать специалист той или иной специальности. И на последнем этапе к процессу подключился вуз – МФТИ. Вместе с вузом была разработана именно такая образовательная программа, обучение по которой позволит нам получить специалиста с необходимыми для нашей компании навыками и компетенциями.
Этот подход, по нашему мнению, отличается большей системностью, нежели другие «корпоративные эксперименты» в сфере образования. Он включает все элементы жизненного цикла обучения – от идеи и ответов на вопросы «зачем?», «кого учить?», «как?», «чему?», «кто должен учить?» до реализации конкретных программ обучения.
Инвестиции в открытие Магистратуры IBS на базе МФТИ составили свыше 10 млн. руб. Но мы убеждены, что по этому пути последуют компании не только из нашей индустрии, но и из реального сектора экономики, поскольку у них точно такие же проблемы. Через 5–7 лет эта модель получит широкое распространение. Вузы, и тем более компании, будут вынуждены перейти на подобную систему подготовки кадров.