В Москве состоялся российский финал конкурса программных проектов Imagine Cup среди студентов. Это крупнейший в мире технологический конкурс, проводимый ежегодно при поддержке компании Microsoft. Уже пять лет он позволяет студентам не только приобретать навыки работы над реальными проектами и получать опыт использования современных технологий разработки программного обеспечения, но и дает уникальную возможность воплотить свои идеи в жизнь и довести их до реализации.
«Кубок воображения» – так переводится название этого конкурса. Действительно здесь не было предела воображению. Оно могло ограничиться лишь общей темой: как технологии могут помочь сделать образование лучше и доступнее. Но тема образования не сузила круг идей, а, наоборот, подтолкнула и направила мысли молодых ребят, разработчиков ПО, в правильном направлении.
Команда из Южно-Уральского государственного университета Sight Hunters сделала мир доступней для каждого. Опираясь на изучение географии, не выходя из дома, они создали проект Virtual Guide. Коротко говоря – это возможность виртуально путешествовать по миру, посещать музеи, осматривать достопримечательности. Однако члены жюри посчитали ее недоработанной и присудили лишь пятое место.
Второе место заняла команда Gravitonus из Москвы. Ребята разработали ACCS – систему альтернативного управления компьютером без помощи рук, только с помощью некоего подобия джойстика, укрепляемого на языке. У инвалидов теперь появляются возможности получения дистанционного образования. Человек сможет не только учиться, но и работать с помощью такого программно-аппаратного комплекса. Правда, вопрос стоимости и доступности такого приспособления остался открытым, так как ACCS должна индивидуально разрабатываться для каждого человека.
Интересный проект под названием Sphere представила команда Московского физико-технического института. Их система призвана повысить качество образования (любого образования – гуманитарного или технического) посредством создания глобальной сети взаимодействия между преподавателями и студентами. Таким образом, объединяются два вида образования: дистанционное и аудиторное. Проект предполагает организацию продажи лекций: так как вся история занятий хранится в базе данных университета, любой человек может просмотреть ее, предварительно заплатив за ключ доступа к этой информации. Эта команда получила финансирование от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Умник». Также проект Sphere автоматически становится участником полуфинала конкурса «Бизнес инновационных технологий».
Помимо студентов из МФТИ финансирование получила команда из Нижнего Новгорода с проектом Virtual Class Room. Ключевой особенностью их системы являются «виртуальные головы». С помощью них преподаватель сможет видеть учащихся, знать, что они находятся в онлайне, и контролировать процесс дистанционного обучения.
Первое место заняла команда, на которую, честно говоря, никто не ставил. Московский авиационный институт с проектом Mapedia будет представлять Россию на международном финале конкурса в Сеуле этим летом. В чем-то эта разработка напоминает старую школьную схему.
Представьте, со сколькими понятиями у вас ассоциируется слово «биология». Сразу всплывают в памяти другие термины: животные, растения и так далее. Идея разработчиков состояла в том, чтобы объединить использование карт памяти, mind maps, для представления знаний и интеграцию отдельных карт в единое информационное пространство в духе Wiki-технологий. (На основе этой технологии построена самая популярная и ставшая уже канонической сетевая энциклопедия – Wikipedia.) Несколько новых карт памяти теперь можно объединять в одну, а так как вся информация хранится на сервере Mapedia, то становится реальным не только иметь доступ к картам в любом месте с помощью любого устройства, подключенного к интернету, но и, например, построить одну всеобщую глобальную карту знаний (аналог Wikipedia). Такие карты памяти, которые будут строить ученики, уверены разработчики, должны помочь быстрее и лучше освоить и усвоить любую учебную тему.
В конце мероприятия один из членов жюри сказал, что гениальные идеи на самом деле очень просты. С этим не поспоришь: и правда, все гениальное просто. Но вот все ли простое – гениально?