Многие авиакомпании в дополнение к уже существующим сервисам начинают предоставлять услуги сотовой связи и доступа в интернет на борту авиалайнеров.
Временный запрет на пронос на борт воздушных судов портативных электронных устройств – плееров, КПК, диктофонов, мобильных телефонов и ноутбуков – скорее всего результат перестраховки служб безопасности. Видимо, офицеры полиции никак не могут забыть случай в 1988 году, когда самолет Boeing 747 авиакомпании Pan American потерпел крушение неподалеку от города Локерби, Шотландия. Впоследствии выяснилось, что самолет был взорван с помощью пластиковой взрывчатки Semtex, которая была спрятана внутри портативного кассетного плеера Toshiba.
Правда, в настоящее время подобные ситуации маловероятны, ведь в крупных аэропортах работают автоматизированные системы безопасности, которые в самое ближайшее время планируется улучшить. Уже действуют камеры слежения на пунктах приема багажа и в посадочной зоне – определяют лиц, находящихся в розыске, по федеральным базам данных, дополнительно они отслеживают каждого пассажира, прошедшего регистрацию до момента посадки на борт. Специальные устройства типа «электронный нос» сканируют пассажиров на наличие мельчайших частиц взрывчатых веществ всех известных типов и радиоактивных материалов. Компьютерные программы распознавания изображений, соединенные со сканерами багажа, мгновенно отслеживают любые подозрительные предметы, находящиеся в сумках пассажиров.
Несмотря на серьезность ситуации и реальность террористической угрозы, меры по ограничению провоза ручной клади носят, к счастью, строго локальный характер. Возможно, отменить эти правила сможет желание авиакомпаний, заинтересованных в новых источниках дохода, и операторов связи, уже «поделивших» землю, продвигать проекты, которые позволили бы осуществлять разговоры по мобильным телефонам во время полета. Причем именно с абонентских устройств, находящихся в ручной клади.
К примеру, в начале 2007 года авиакомпания Air France и компания OnAir начнут предоставлять услуги сотовой связи на борту авиалайнеров. В салоне самолета будет установлена миниатюрная базовая станция, которая сможет обслуживать GSM-телефоны пассажиров по тарифу 2,5 долл. за минуту разговора. Причем звонки можно будет совершать с абонентских устройств, находящихся в ручной клади, – это избавит организаторов сервиса от необходимости «обвешивать» салон своими трубками с Wi-Fi или Dect-модулями.
Пока, согласно правилам Федерального авиационного агентства США, на которые ориентируются многие европейские страны, запрещено пользоваться мобильными телефонами на борту самолета из соображений безопасности. Однако в среднем, по подсчетам многих пилотов, минимум один из 15–20 пассажиров садится на борт самолета с включенным мобильником. Таким образом, при среднем количестве пассажиров, превышающем сотню, вероятность нахождения включенного сотового телефона на борту практически стопроцентная. И факт того, что самолеты не падают по нескольку раз в день, свидетельствует о том, что влияние сотовых телефонов на электронику самолетов, если оно вообще есть, минимально.
Фото пресс-службы Airbus Industrie
Учитывая полную реальность подобных планов, можно надеяться, что запрет на провоз электронных устройств будет снят быстро и можно будет использовать свои КПК, смартфоны и ноутбуки во время долгих перелетов, оставаясь постоянно на связи.