Подозревая, что установленные цены для звонков с городских телефонов на сотовые не оправдают их надежд, операторы сотовой связи повышают цены на все остальные услуги. Делают они это медленно и постепенно, но процесс уже пошел.
Удобный случай для повышения цен – перевод тарифов в рубли. Поскольку курс доллара падает, то все соотношения выше 27,5 рубля за единицу американской валюты приносят дополнительные дивиденды «по умолчанию». То есть формально цены можно не поднимать, но в рублевом эквиваленте абоненты заплатят явно больше. Главное – правильно угадать будущие колебания валютного курса.
Очень может быть, что бесплатных услуг станет меньше. Самый яркий пример – услуги АОН и «кто звонил». По сути, это, конечно, информационные сервисы, которые не создают запредельной нагрузки на сеть оператора. За факт активации этих сервисов деньги брать с пользователя, конечно, не будут, а вот абонентскую плату очень вероятно, что введут. К примеру, 2–3 доллара в месяц за определение номеров всех входящих абонентов – практическая реальность у всех новых тарифных планов, которые уже существуют и будут введены в течение ближайших 3–4 месяцев.
Один из элементов «скрытой стоимости» – любимая операторами услуга под названием «плата за соединение». Суть ее в том, что каждый раз, когда пользователь отвечает на звонок или инициирует вызов, при соединении с другим абонентом или автоответчиком, с его счета снимается некоторая сумма денег за факт соединения. При этом оператору не важно, сколько продлится разговор – полчаса или 20 секунд, эти деньги он все равно списывает в безакцептном порядке. Обычно за факт соединения берут стоимость одной минуты по каждому конкретному тарифному плану, причем выгода от такого сервиса для оператора очевидна – большинство разговоров не продолжается больше 3–4 минут, а стоимость услуг таким образом увеличивается.
Ожидают изменения и тарифные планы. Идеальная расчетная единица, которой оперируют сотовые компании, – стоимость «базовой минуты». В среднем она равна 5 центам. Но это с учетом всевозможных направлений звонков и с учетом роуминга – внутри сети оператора. К примеру, 60 секунд общения стоят не более одной десятой цента (не доллара!). Однако увеличение ее стоимости – дело вполне решенное. Скорее всего она подрастет постепенно и будет зафиксирована на 20–30% больше, чем в начале года.
Мало кто обратил внимание на тот интересный факт, что предложений с посекундной тарификацией с первой минуты разговора теперь нет. И со второй минуты посекундная тарификация теперь тоже не грозит абонентам.
А вот всевозможные прогрессирующие скидки будут скорее всего отменены. То есть снижения цены до 1–3 центов после 3–5 минут разговора уже не предвидится, только если на внутрисетевые звонки абонентам «родного» оператора.
Вместе с этим к «базовой минуте» со сравнительно высокой стоимостью будут добавлять всевозможные «тарифные модификаторы», которые решают две основные задачи. С одной стороны, загружают сеть оператора в офф-пиковые времена, а с другой – стимулируют определенные группы абонентов говорить больше. Скорее всего будут предложены следующие основные модификаторы. Первый вариант – безлимитное общение по выходным, но строго внутри сети и только между абонентами одного региона. Второй вариант – пакеты минут по сниженным ценам (не больше 25%), но опять же только внутри одного региона и внутри сети с фиксированным сроком расходования. Третий вариант – комплекты любимых номеров со сниженной всего на 15–30% ценой минуты. Правда, теперь уже не будет «любимых» номеров из сети фиксированных операторов: только сотовые и никак иначе – делиться деньгами с конкурентами никто не хочет.