В Москве сейчас можно насчитать 4,4 условного широкополосного подключения на 100 жителей, что соответствует уровню таких стран, как Венгрия, Польша или Чили. Крупнейшими провайдерами, по оценке компании J’son&Partners, в столице являются (в порядке убывания): МТУ-Интел (в основном за счет проекта «Стрим»), Комкор-ТВ, Центел, Корвет Телеком, Корбина Телеком.
В то же самое время более высокое интернет-проникновение (примерно в 4 раза выше среднего и в 1,5 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Владивостоке) в Москве сочетается с более быстрым переходом на широкую полосу: в столице около половины домашних подключений – широкополосные, а в регионах – не больше 20%.
Столица в развитии широкополосного доступа прошла 4 ступени конкурентной борьбы. Первая была еще в прошлом столетии, когда рынок этой услуги только зарождался, всем хватало места, цены были высоки и конкуренции как таковой не было. На втором этапе (2–3 года назад) соревновались в том, кто первым накроет своей зоной охвата никем не занятую до того момента территорию. На третьем (0,5–1,5 года) пытались предложить более выгодные тарифы. Сегодня четвертый этап, когда завершились ценовые войны, основанные на демпинговом снижении услуг, миновали и войны стандартов (территориальные провайдеры Ethernet воевали с ADSL-доступом), а также борьба за «ширину» каналов. Теперь задача операторов – налаживать качество своей работы, попутно совершенствуя охват.
Кстати, с качеством работы абонентской службы придется серьезно поработать всем – особенно МТУ-Интел в проекте «Стрим» и «Корвет-Телекому» со своими локальными сетями. Необходимо совершенствовать биллинговые системы и развивать сеть приема платежей – при невозможности пополнить баланс удобным именно пользователю, а не оператору способом абонент просто меняет компанию, благо у конкурентов его подключат бесплатно. По сути, ключевым фактором, от которого зависит завоевание и удержание абонента, становится качество обслуживания.
Конечно, операторам нужно грамотно использовать выработанные еще полтора года назад рецепты успеха. К примеру, нужно «ковровое» покрытие по целым городским кварталам и районам. Во-вторых – общегородской, а не локальный характер работы дает отдачу через «вирусный маркетинг» и стремление пользователей подключиться к провайдеру целыми, уже сформированными группами. В-третьих, система тарифных планов должна начинаться с 8–10 долл. в месяц, а плата за подключение – не более 25 долл..
Все это вписывается и в мировую тенденцию. К 2010 году у домашнего широкополосного доступа ожидается более 15 млн. пользователей, а 80% новых «домашних» подключений тоже будут организованы по выделенным каналам (оптимистический сценарий). Причем в большинстве своем просмотр мультимедийного контента будет происходить на мобильных ПК. Среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) планируется в районе 15 долл., в том числе за счет дополнительных услуг («triple play»), а объем рынка вырастет в 10 раз и достигнет 2,5 млрд. долларов.
В мировом масштабе ожидается значительный рост количества спутниковых подключений – к 2008 г. более 12 млн. абонентов, то есть почти 4% рынка. Но развитие беспроводного широкополосного доступа будет более впечатляющим, его доля на рынке достигнет 8%, причем основной прирост ожидается в Европе и Юго-Восточной Азии.