Леонид Юхневич: 'Всего в работах задействованы более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств'.
Фото предоставлено пресс-службой НИИ 'Восход'
– Леонид Александрович, государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» – что же это такое, какова, как сейчас модно говорить, ее миссия?
– Мы с вами говорим о той сфере общественной и государственной жизни, которая, возможно, как никакая другая требует формализованных определений и решений. Так вот, если говорить таким формализованным языком, то государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» – это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.
Другими словами, ГАС «Правосудие» предназначена для информационно-аналитического обеспечения функций судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации.
– Звучит, действительно, впечатляюще. В таком случае, не могли бы вы более подробно рассказать о том, какие функциональные возможности заложены в ГАС «Правосудие»?
– Идеология ГАС «Правосудие» основана на модульном принципе. В систему заложено 27 подсистем. Основными из них можно считать три.
«Судебное делопроизводство и статистика». Эта подсистема, устанавливаемая на всех объектах информатизации, обеспечивает автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.
Вторая подсистема – «Банк судебных решений (судебной практики)». Зона ее ответственности, если можно так сказать, – автоматизированный сбор и анализ решений судов, систематизация сведений о прецедентах судебных решений, аналитическая обработка и тиражирование обобщенных данных судебной практики, оперативный обмен этими данными между судами разных инстанций и обеспечение санкционированного доступа к информации банка со стороны различных категорий пользователей.
Наконец, подсистема «Право», обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.
– ФГУП НИИ «Восход», которое вы возглавляете, осуществляет координацию работ по созданию ГАС «Правосудие». А кто еще задействован в этом проекте – ведь одному, пусть и мощному разработчику явно не под силу создать единую, чрезвычайно распределенную систему сбора, обработки судебной и правовой информации, обеспечить необходимые телекоммуникационные и программные ресурсы?
– Вы совершенно правы, говоря о том, что необходимо будет создать инфраструктуру – и телекоммуникационную, и алгоритмическую, – которая дойдет буквально до каждого судебного работника в стране. Именно поэтому была сформирована кооперация соисполнителей работ, включая 15 межрегиональных центров, обеспечивающих решение вопросов по монтажу и дооснащению объектов автоматизации, а также вопросы обучения и подготовки пользователей в субъектах Российской Федерации. При этом учитывались вопросы по сохранению ранее вложенных средств и потенциала организаций, проводивших ранее работы в интересах информатизации судопроизводства. Всего в работах задействовано более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.
– Самый, может быть, острый вопрос в эпоху глобальных информационных сетей: как обеспечивается информационная безопасность в ГАС «Правосудие»? Какие программно-технические меры предусматриваются, например, для защиты от несанкционированного доступа в систему? Согласитесь, в ситуации, когда можно совершенно свободно купить чуть ли не в каждом подземном переходе всю базу данных по налоговым операциям или CD с последними проводками Центрального банка, вопросы сохранения приватности судебной информации более чем актуальны┘
– Именно учитывая все выше сформулированные вами потенциальные угрозы (а также много того, что не названо), в ГАС «Правосудие» заложены три информационных контура безопасности – защищенный, ведомственный и публичный. Это обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты.
– И каковы же принципы защиты информации в каждом из контуров?
– Прежде всего хочу отметить, что информационная связность публичных контуров безопасности в рамках ГАС «Правосудие» обеспечивается через интернет. Подключение к интернету осуществляется при помощи межсетевых экранов.
Все это немаловажно, поскольку в ГАС «Правосудие» существует несколько подсистем, для обеспечения нормального функционирования которых необходим прямой выход в интернет – это «Видеоконференцсвязь», «Общественные связи», «Обращения граждан», «Международно-правовое сотрудничество» и Интернет-портал ГАС «Правосудие».
Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным преимущественно в одну сторону – в сторону «понижения грифа». Обратное взаимодействие возможно только при «повышении грифа». Обмен информацией через интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.
Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами также преимущественно в сторону «понижения грифа». Фактически обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия – наложенную защищенную сеть на существующие каналы связи, обеспеченные интернетом.
Информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации, циркулирует только между защищенными контурами. Взаимодействие с прочими контурами возможно лишь при «понижении грифа». Обмен информацией происходит через защищенную ИТКС – информационно-телекоммуникационнную сеть. Это должно обеспечиваться как при помощи подключения к развернутым специализированным каналам связи, так и при помощи сертифицированных средств шифрования «поверх» интернета.
Результат такого подхода – обеспечение четырех периметров защиты: между интернетом и публичным контуром, между публичным и ведомственным контурами, между ведомственным и защищенным контурами, а также между защищенной ИТКС (если имеется) и защищенным контуром. Можно выделить три принципиально разных метода защиты, комбинация которых реализует защиту всех указанных периметров – фильтрация, маршрутизация и шифрование. При этом, чем выше защищенность контура, тем больше механизмов защиты следует предусмотреть.
– В какой стадии сейчас находится реализация проекта?
– Завершен этап формирования базы для промышленной реализации ГАС «Правосудие». Что это означает.
Реализована целевая поставка оборудования во все областные и равные им суды, во все территориальные органы Судебного департамента, в 462 районных суда и в 46 окружных и гарнизонных военных суда. Практически на все упомянутые объекты автоматизации поставлено до 510 единиц серверного оборудования, 3250 комплектов автоматизированных рабочих мест (компьютер, принтер, источник бесперебойного питания), общее программное обеспечение.
Условия поставок вычислительных средств учитывали авторитетность фирмы-изготовителя, технологический ресурс оборудования, гарантийные обязательства, условия сопровождения на всей территории России, наличие полноценных сертификатов Госстандарта России на конкретные модели оборудования.
Поставлен большой объем сетевого оборудования ведущих мировых производителей, обеспечивающий создание мультипротокольной сети, то есть последующую реализацию корпоративных услуг телефонной связи, передачи данных и других.
Проведены работы по монтажу и дооснащению структурированных кабельных сетей в большинстве областных и равных им судов, территориальных органах Судебного департамента, в окружных военных судах, а также в части районных и гарнизонных военных судов – всего на 240 объектах автоматизации. Обеспечена возможность подключения к более 16 тысячам точкам (портам) подключения.