0
2860
Газета НГ-Телеком Интернет-версия

01.02.2005 00:00:00

Искусство принадлежит нейронам!

Тэги: роботы, digital, искусство


роботы, digital, искусство Нервная активность крысиных нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP в режиме реального времени сообщается механической руке. Двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по интернету, заставляют руку рис

Сегодня все большее внимание уделяется объединению цифровых средств с влажной биологией живых систем, образующих особую медийную среду, которую английский теоретик и исследователь Рой Эскотт назвал «влажными технологиями» (совмещение «сухих» пикселей с «влажными» молекулами). В рамках этой среды стало возможным получение произведений, которые совмещают в себе свойства живого организма, подчиняясь биологическим законам существования, и одновременно корреспондируют с глубокой технологичностью (по сути – сделанностью) его внутренней структуры. Именно такова медийная основа биоробота-художника – совместного проекта коллектива нейробиологов под руководством Стива Поттера (Технологический институт Джорджии, США) и австралийской группы художников «SimbioticA» (Школа анатомии и биологии Университета Западной Австралии).

«Полуживое» детище американских ученых и австралийских художников называется MEART. С одной стороны, это значит «самоискусство», с другой – составное из MEA (Multi-Electrode Array – мультиэлектродная матрица) и ART (искусство). Робот включает в себя три компонента. Первый из них – мультиэлектродная матрица, на которой культивированы корковые нейроны эмбриона крысы (wetware), – постоянно находится в лаборатории Стива Поттера в Атланте. Нервная активность этих нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP (software) в режиме реального времени сообщается механической руке (hardware). При этом сама механическая рука с закрепленными на ней цветными маркерами может находиться в любой точке Земли. В итоге – двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по интернету, заставляют руку рисовать картины.

В таком виде проект был впервые реализован в 2001 году на международном фестивале Ars Electronica в Линце (Австрия). Однако авторы задались вопросом – можно ли назвать подобное поведение робота «креативным»? Была придумана схема обратной связи – в более позднем воплощении этого проекта на выставке «Biofeel» в Институте современного искусства (Перт, Австралия, 2002) художники Гай Бен-Ари и Йонат Цурр и фотографировали посетителей и использовали их портреты в качестве информационной основы для возбуждения нейронов. Изображения сжимались до 60-пиксельных мозаик и передавались в США, где каждый из 60 электродов производил раздражающие электрические воздействия на нервные клетки крысы в соответствии с градацией серого на своем участке картинки. В результате двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходил каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком (по версии авторов – портретом) продолжалась около получаса.

Общую задачу проекта Стив Поттер сформулировал так: «Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство». На прошлой неделе этот проект был представлен и в Москве, в галерее M’APC на биеннале «Art Digital».

По той причине, что «развиваться» должна не только «крысиная» творческая сущность, но и сам проект, в Москве все происходит по-другому. Здесь неоценимую услугу в выработке концепта оказала болгарская художница Боряна Драгоева. Она предложила биороботу задаться классическим вопросом изобразительного искусства: «Что есть визуальность?» – и нарисовать «Черный квадрат» Малевича. (Камера, отслеживающая оригинал и посылающая массив данных в Атланту, установлена непосредственно в Третьяковской галерее или Русском музее.)

Понятно, что для всего мира, пожалуй, за исключением самой России, Малевич – один из главных художественных брэндов ХХ века. И принять участие в поддержании этого брэнда – святая обязанность не только каждого художника, но и, как выясняется, каждой недокрысы-живописца. Тем более что есть и вполне логичное хай-тековское обоснование писания самого «Черного квадрата». Ведь именно он является «альфой и омегой» любого компьютерного изображения (пиксельный квадратик).

В последние годы мы стремительно движемся от цивилизации, основанной на манипуляции более или менее неодушевленными предметами, к цивилизации, основанной на порождении более или менее живых организмов. Поскольку эти создания будут в разной степени живыми и разумными, у нас сложатся качественно новые отношения с этими объектами, окружающей средой и жизнью вообще. Как мы будем к ним относиться? С заботой или пренебрежением? Какое место в этой жизни займут «полуживые» сущности и как это повлияет на наши системы ценностей применительно к живым организмам, включая наши собственные тела и наши представления о самих себе? Очевидно, что круг вопросов, поднимаемых международным проектом MEART, довольно широк. Может быть, именно соседство с «полуживыми» сделает наше общество более внимательным? Или все же впереди нас ждут новые формы воплощения жизни?

Автор выражает благодарность художникам, любезно предоставившим право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1002
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1507
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
977
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1016

Другие новости