Нервная активность крысиных нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP в режиме реального времени сообщается механической руке. Двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по интернету, заставляют руку рис
Сегодня все большее внимание уделяется объединению цифровых средств с влажной биологией живых систем, образующих особую медийную среду, которую английский теоретик и исследователь Рой Эскотт назвал «влажными технологиями» (совмещение «сухих» пикселей с «влажными» молекулами). В рамках этой среды стало возможным получение произведений, которые совмещают в себе свойства живого организма, подчиняясь биологическим законам существования, и одновременно корреспондируют с глубокой технологичностью (по сути – сделанностью) его внутренней структуры. Именно такова медийная основа биоробота-художника – совместного проекта коллектива нейробиологов под руководством Стива Поттера (Технологический институт Джорджии, США) и австралийской группы художников «SimbioticA» (Школа анатомии и биологии Университета Западной Австралии).
«Полуживое» детище американских ученых и австралийских художников называется MEART. С одной стороны, это значит «самоискусство», с другой – составное из MEA (Multi-Electrode Array – мультиэлектродная матрица) и ART (искусство). Робот включает в себя три компонента. Первый из них – мультиэлектродная матрица, на которой культивированы корковые нейроны эмбриона крысы (wetware), – постоянно находится в лаборатории Стива Поттера в Атланте. Нервная активность этих нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP (software) в режиме реального времени сообщается механической руке (hardware). При этом сама механическая рука с закрепленными на ней цветными маркерами может находиться в любой точке Земли. В итоге – двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по интернету, заставляют руку рисовать картины.
В таком виде проект был впервые реализован в 2001 году на международном фестивале Ars Electronica в Линце (Австрия). Однако авторы задались вопросом – можно ли назвать подобное поведение робота «креативным»? Была придумана схема обратной связи – в более позднем воплощении этого проекта на выставке «Biofeel» в Институте современного искусства (Перт, Австралия, 2002) художники Гай Бен-Ари и Йонат Цурр и фотографировали посетителей и использовали их портреты в качестве информационной основы для возбуждения нейронов. Изображения сжимались до 60-пиксельных мозаик и передавались в США, где каждый из 60 электродов производил раздражающие электрические воздействия на нервные клетки крысы в соответствии с градацией серого на своем участке картинки. В результате двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходил каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком (по версии авторов – портретом) продолжалась около получаса.
Общую задачу проекта Стив Поттер сформулировал так: «Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство». На прошлой неделе этот проект был представлен и в Москве, в галерее M’APC на биеннале «Art Digital».
По той причине, что «развиваться» должна не только «крысиная» творческая сущность, но и сам проект, в Москве все происходит по-другому. Здесь неоценимую услугу в выработке концепта оказала болгарская художница Боряна Драгоева. Она предложила биороботу задаться классическим вопросом изобразительного искусства: «Что есть визуальность?» – и нарисовать «Черный квадрат» Малевича. (Камера, отслеживающая оригинал и посылающая массив данных в Атланту, установлена непосредственно в Третьяковской галерее или Русском музее.)
Понятно, что для всего мира, пожалуй, за исключением самой России, Малевич – один из главных художественных брэндов ХХ века. И принять участие в поддержании этого брэнда – святая обязанность не только каждого художника, но и, как выясняется, каждой недокрысы-живописца. Тем более что есть и вполне логичное хай-тековское обоснование писания самого «Черного квадрата». Ведь именно он является «альфой и омегой» любого компьютерного изображения (пиксельный квадратик).
В последние годы мы стремительно движемся от цивилизации, основанной на манипуляции более или менее неодушевленными предметами, к цивилизации, основанной на порождении более или менее живых организмов. Поскольку эти создания будут в разной степени живыми и разумными, у нас сложатся качественно новые отношения с этими объектами, окружающей средой и жизнью вообще. Как мы будем к ним относиться? С заботой или пренебрежением? Какое место в этой жизни займут «полуживые» сущности и как это повлияет на наши системы ценностей применительно к живым организмам, включая наши собственные тела и наши представления о самих себе? Очевидно, что круг вопросов, поднимаемых международным проектом MEART, довольно широк. Может быть, именно соседство с «полуживыми» сделает наше общество более внимательным? Или все же впереди нас ждут новые формы воплощения жизни?
═
Автор выражает благодарность художникам, любезно предоставившим право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.