Дмитрий Милованцев: «Речь должна идти о том, чтобы создать для ИТ-компаний льготный единый налоговый режим независимо от того, работают они в технопарках или нет».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
– Дмитрий Александрович, в России уже была разработана, и относительно недавно, законодательная база создания наукоградов. А еще раньше – законодательная база для закрытых административно-территориальных образований, ЗАТО. Не могли бы вы пояснить, о чем сейчас идет речь?
═
– Вы, конечно, хорошо понимаете, что и так называемые наукограды, и ЗАТО (кстати, сегодня зачастую многие ЗАТО и претендуют на статус наукоградов) создавались в свое время с вполне определенной целью, и прежде всего для обеспечения научно-технологической и научно-технической базы советского военно-промышленного комплекса. Объясняется все это просто: перед страной стояли определенные военно-политические задачи, и для их решения требовалась концентрация всех необходимых ресурсов: финансовых, материальных, кадровых.
Нужно было создавать атомную бомбу – появились ЗАТО; для создания современной по тому времени электроники возникла такая своеобразная, всем нам известная форма, как «шарашки». Сейчас – новая ситуация, когда задачи дальнейшего развития нашей страны требуют концентрации ресурсов, прежде всего интеллектуальных, для включения страны в так называемую экономику знаний, в информационное общество.
═
– Итак, законопроект об особых экономических зонах правительство должно внести в Госдуму РФ до 1 марта 2005 года. Глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф уже пояснил: предусмотрено создание двух типов зон – технико-внедренческих, где будут разрабатываться и производиться опытные образцы, и производственных, где будет налажено серийное производство. Я, честно говоря, не очень представляю себе, где в этой системе «зон» место классического бизнеса по созданию программного обеспечения.
═
– Это действительно одна из самых принципиальных проблем, на наш взгляд, предлагаемого законопроекта. Речь фактически должна идти о том, чтобы создать для ИТ-компаний льготный единый налоговый режим. Причем независимо от того, работают они в технопарках или нет. Ведь индустрия создания ПО – это особое производство. Его и производством-то в привычном смысле слова назвать трудно. Здесь необходимо уловить момент передачи продукта заказчику. Мы провели экономическую экспертизу, и оказалось, что если в продукции софтверной компании больше одной трети идет на экспорт, то такой льготный режим становится уже выгодным государству.
Нынешние условия налогообложения отечественных экспортеров ПО в итоге выливаются в такое увеличение доли зарплаты в расходах, что наши программисты становятся неконкурентоспособными не только по сравнению с индийскими или китайскими (индийцы были вынуждены снизить расценки программистов с 75–90 долларов в час до 6–9, но ожидается, что Китай доведет свои расценки до 3 долларов за час работы программиста), но даже с американскими.
═
– Есть ли реальная надежда, что ваши предложения будут учтены?
═
– Если эти предложения не удастся учесть в данном законопроекте, что ж – будем разрабатывать отдельные законопроекты.
═
– И все-таки, возвращаясь к созданию ИТ-парков. Я специально поинтересовался, как это происходило за рубежом, в той же Индии. Smart City, проект, о начале работы над которым индийское правительство объявило в ноябре прошлого года: инвестиции составляют 400 миллионов долларов. Японский технополис Цукуба: потрачено на его создание 5,5 миллиарда долларов. У нас же на каждую ИТ-зону планируются вложения в размере 100–150 миллионов долларов за три года. К 2008 году планируется довести экспорт российского ПО с нынешних 500 миллионов долларов лишь до 1,3 миллиарда долларов в год...
═
– Ну, во-первых, по всем нашим расчетам, к 2008 году мы ставим себе цель достичь показателя минимум в 5 миллиардов долларов, а к 2010 году эта сумма может составить порядка 9–10 миллиардов.
═
– Хорошо, пусть не 1,3 миллиарда, а 5 миллиардов, все равно это на порядок меньше Индии┘
═
– Мало, вы считаете? Это с чем сравнивать. У нас самый большой высокотехнологичный экспорт дает атомное машиностроение – около 800 миллионов долларов в год. То есть мы, кроме нефти, фактически ничего не производим.
А что касается Индии, то она целенаправленно занимается офшорным программированием уже лет десять, мы же только-только начали. Кстати, индийская модель развития индустрии ПО отнюдь не идеальна, и нам совсем не следует ее слепо копировать.
═
– На совещании в МЭРТ по вопросу создания технопарков в сфере ИТ Герман Греф подчеркнул, что готовящийся законопроект об особых зонах предусматривает проведение конкурса среди субъектов Федерации на размещение этих зон. «Одним из условий конкурса будет согласие местных властей на софинансирование создания технопарков», – отметил Греф. Как вы себе представляете процедуру такого «тендера»?
═
– Может быть, мы поступаем и не рыночно, но я не понимаю, о каком «конкурсе» в данном случае может идти речь. Ведь по большому счету все мы прекрасно понимаем, где такие ИТ-зоны могут быть созданы. Здесь может сложиться абсурдная ситуация, что в конкурсе могут победить регионы, которые впоследствии обратятся в Минфин с требованиями дотаций для ИТ-зоны.
Мы консультировались с разными учеными, не только с технарями или программистами: где наиболее идеологически подготовленная среда для ИТ-парков, где существует у местного населения такой тип самосознания, как сообщество ученых-исследователей? Были названы четыре региона – Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область.