0
5935
Газета Главная тема Интернет-версия

04.02.2016 00:01:05

Урок меня не спрашивай

Тэги: поэзия, детство, ссср, пионерия


поэзия, детство, ссср, пионерия

Детям всегда нужны любовь и внимание. Все это было в произведениях Агнии Барто.  Фото РИА Новости

Строго говоря, отмечать 110-летие поэта (а также писателя, киносценариста) Агнии Львовны Барто (1906–1981) несколько преждевременно: да, ее день рождения сегодня. Но – по старому стилю. А по новому соответственно 17 февраля. Но с рождением Барто вообще все запутано: в одних источниках указан 1906 год, в других – 1907-й. Дочь поэтессы Татьяна Щегляева утверждала, что в голодное послереволюционное время, когда на работу принимали с 16 лет, юная Агния прибавила себе лишний год, чтобы иметь возможность получать «селедочный» паек для служащих. Да и имя при рождении (опять же «по некоторым источникам») у Барто было другим – Гетель Лейбовна Волова. Отец, ветеринарный врач, видел в дочери будущую балерину, и кроме гимназии она училась в балетной студии, потом окончила хореографическое училище и около года работала в балетной труппе. Благодаря балету познакомилась с поэтом Павлом Барто (его тетке принадлежала студия, где занималась Агния) – первым мужем. Ранний брак продлился недолго, его «плодами» стали сын Эдгар (он же Игорь. Погиб в 1945-м за несколько дней до победы. Не на войне – 18-летнего велосипедиста сбил грузовик в столичном Лаврушинском переулке, где в писательском доме жила семья Барто) и несколько совместных стихотворений Агнии и Павла – «Считалочка», «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка»:

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка –

Это Ганя-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается...

Уу-уу-у!..

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

– Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у!..

Мне цитировали это длинное стихотворение с небольшими коррективами («В детский сад я не пойду!/ Мне не нравится в саду») и неизменным финалом («На тебе от сырости/ Плесень может вырасти»), собирая по утрам в постылый детсад. Но в конце концов волшебная сила искусства оказалась не такой уж волшебной и капитулировала перед натиском жизни: в сад меня водить перестали. И хотя жили мы в глубоко литературоцентричной стране, в пяти- или шестилетнюю мою голову закрались первые смутные сомнения: а так ли уж безоговорочно надо верить всему, что написано в книжках? Ведь плесень тогда так и не выросла… Хотя обаяние литературы вообще и стихов Барто в частности никуда не исчезло. Можно было взгрустнуть и даже всплакнуть, например, из-за бычка, который вот-вот упадет. Здесь самое страшное – неизвестность. Как сложится его судьба? Убьется? Сломает рожки-ножки? Или все же уцелеет, встанет, развернется и пойдет по доске обратно – на другой ее конец?..

Но вернемся к Агнии Львовне. Кстати, она, будучи автором множества детских книг, о собственном детстве вспоминать не любила. Хотя, как и многие писатели, мемуары оставила. В «Записках детского поэта» писала и о своем творческом пути, и о коллегах по перу, и о смешных розыгрышах…

Читатели, не знакомые с этой книгой, скорее всего удивятся, узнав, что Барто считала себя ученицей… Маяковского. Отвечая на вопрос, у кого она училась писать стихи, она на первое место поставила именно Владимира Владимировича: «Есть выражение «переломый момент» – в моей жизни был «переломный вечер». От него сохранилось у меня вещественное доказательство: самодельный альбом, от корки до корки исписанный стихами. Читая их, трудно себе представить, что писались они после революции, в ее первые напряженные годы. Рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя в моих стихах многочисленные сероглазые короли и принцы (беспомощное подражание Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»... Но если перевернуть этот альбом, так сказать, «задом наперед», то вся королевская рать исчезнет как по мановению жезла.

На оборотной стороне альбомных листков совсем иное содержание, а вместо аккуратных четверостиший строчки идут лесенкой. Метаморфоза эта произошла в один вечер: кто-то позабыл у нас в передней, на столике, небольшую книжку стихов Владимира Маяковского.

Я прочла их залпом, все подряд, и тут же, схватив карандаш, на обороте стихотворения, посвященного учительнице ритмики, которое начиналось словами:

Были вы когда-то

Розовой маркизой... –

написала «Владимиру Маяковскому»:

Рождайся,

Новый человек,

Чтоб гниль земли

Вымерла!

Я бью тебе челом,

Век,

За то, что дал

Владимира.

Строчки, конечно, были слабыми, наивными, но, наверно, я не могла их не написать.

Новизна стихов Маяковского, ритмическая смелость, удивительные рифмы потрясли меня и пленили. С этого вечера и пошла лесенка моего роста. Была она для меня достаточно крутой и неровной.

книга
Все также замирают детские сердца от того,
что оторвали мишке лапу.
Фото Валерии Буровой

Живого Маяковского я впервые увидела много позднее. Мы жили на даче, в Пушкино, оттуда я ходила на Акулову гору играть в теннис. Меня в то лето с утра до вечера мучили слова, вертела их по-всякому, и только теннис выбивал из головы рифмы. И вот однажды, во время игры, приготовившись подавать мяч, я застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи увидела Маяковского. Сразу узнала его по фотографии. Оказалось, что он живет здесь. Это была та самая дача, куда к поэту в гости приходило солнце («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)»). Потом я не раз смотрела с теннисной площадки, как он шагает вдоль за6ора, что-то обдумывая. Ему не мешал ни голос судьи, ни возгласы игроков, ни стук мячей. Кто бы знал, как мне хотелось подойти к нему! Я даже придумала, что ему скажу: «Знаете, Владимир Владимирович, когда моя мать была школьницей, она всегда учила уроки, шагая по комнате, и ее отец шутил, что, когда он разбогатеет, купит ей лошадь, чтоб она не так уставала». И тут произнесу главное: «Вам, Владимир Владимирович, не нужны никакие вороные кони, у вас – крылья поэзии». Конечно, я не решилась подойти к даче Маяковского и, к счастью, не произнесла этой ужасной тирады.

Спустя несколько лет редактор моих книжек, поэт Натан Венгров, попросил показать ему все мои стихи, не только детские, но и взрослые, написанные «для себя». Прочитав их, Венгров почувствовал мою горячую, но ученическую увлеченность «маяковскими» ритмами и рифмами и сказал как раз те слова, какие и надо было мне тогда сказать: «Вы пытаетесь идти за Маяковским? Но вы следуете только его отдельным стихотворным приемам... Тогда решитесь – попробуйте взять и большую тему».

Так появилась на свет моя книжка «Братишки»…»

«Братишки» (1928) – далеко не первая книга молодого автора: дебют Барто состоялся в 1925-м, когда вышли «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», а через год – «Первое мая». И затем было множество сборников, на которых, выражаясь шаблонным языком, выросло не одно поколение советских детей. Да и постсоветских тоже… Конечно, современные реалии сильно отличаются от описанных в стихах Агнии Львовны – как ни крути, она была представителем социалистического реализма. И сейчас многие стихи – например, «Выборы» («Собрались на сбор отряда/ Все! Отсутствующих нет!/ Сбор серьезный:/ Выбрать надо/ Лучших девочек в совет…») придется объяснять: что такое совет отряда, да и сам отряд, почему в совет выбирают только девочек (в 1940–1950-е годы в СССР было раздельное школьное обучение мальчиков и девочек)… Или как понять нынешним детям, которых не оттащить от гаджетов и для которых слово «гулять» зачастую не радость, а наказание, всю прелесть лыжных прогулок? Да и московский район Сокольники – практически уже центр, а не загород:

Урок меня не спрашивай,

Не спрашивай, не спрашивай,

Урок меня не спрашивай, –

На отдыхе отряд,

На елке разукрашенной

Фонарики горят.

Повеселятся школьники

В свободные деньки.

Мы – за город, в Сокольники,

На лыжи, на коньки.

Провалишься до пояса,

До пояса, до пояса,

Провалишься до пояса,

Останешься в снегу,

А я на лыжах по лесу

До Северного полюса

Как хочешь пробегу!..

Хотя лучшие ее стихи – без прямой дидактики и нравоучений – не требуют пояснений и объяснений. И не только стихи – Барто была автором сценариев таких фильмов, как «Подкидыш» (в соавторстве с Риной Зеленой. Кстати, в эпизодической роли детсадовского мальчика, который хотел стать пограничной собакой, в этой ленте снялся будущий литературовед и литературный критик Лев Аннинский), «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер»… Написала прозаическую книгу «Найти человека» на основе одноименной радиопередачи, которую вела в 1964–1973 годах. Передача была посвящена поискам родных тех детей, которые потерялись во время Великой Отечественной.

И все так же замирают детские сердца от того, что оторвали мишке лапу, что лежит на скамейке брошенный и промокший зайка... И детям во все времена нужны любовь, ласка и забота – все то, что есть в произведениях Агнии Барто:

Разговор с мамой

Сын зовёт: «Агу, агу!» –

Мол, побудь со мною.

А в ответ: – Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять: «Агу, агу!» –

Слышно с новой силой.

И в ответ: – Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
290
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
332
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
353
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
297

Другие новости