Иван Клиновой из Красноярска, а Андрей Недавний и Игорь Касько даже не из Краснодара, а из Ставрополя. Фото Евгения Мякишева
На прошлой неделе прошел XII международный литературный фестиваль «Петербургские мосты». Точнее, своим «хвостиком» он захватил и эту неделю. В понедельник лаборатория [MOVING POETRY] устраивала перформанс под лозунгом «Привлекаем читателя к танцу, привлекаем зрителя к поэзии», а во вторник состоялось официальное закрытие фестиваля на поэтическом теплоходе… Но это был именно что «хвостик». Основная часть гостей разъехалась кто в конце воскресенья, кто рано утром в понедельник.
Особым предметом гордости организаторов было то, что удалось снова собраться в поселке Комарово, в Доме творчества писателей с глубокими историческими традициями. Да-да, снова Комарово. Здесь в свое время бывали Виталий Бианки и Федор Абрамов, Вадим Шефнер и братья Стругацкие, Александр Городницкий и Виктор Голявкин, Андрей Битов и Александр Кушнер. На комаровском кладбище похоронены Анна Ахматова, Иван Ефремов, Александр Житинский…
Причем для комаровцев нынешний год особенный. Раньше считали годом основания Дома творчества 1956-й. Однако новые архивные изыскания показали другое. «В прошлом году нас с Юлией Медведевой заинтересовала история Комарова, – рассказывает организатор фестиваля Галина Илюхина. – И Юля выяснила, что еще в 40-м году, вскоре после Финской кампании ленинградский горисполком подписал указ о передаче писателям для отдыха дачи в Комарове, принадлежавшей ранее музыканту Томарсу. Точная дата неизвестна, но скорее всего это было осенью, потому что заезд планировали на следующее лето, лето 41-го года… Понятно, что этот заезд не состоялся. Первый заезд произошел 7 июля 1945 года. То есть ровно в эти самые дни, но 70 лет назад. В Комарово приехали на отдых 15 писателей, среди которых был Анатолий Мариенгоф. А 1956-й – это год постройки первого, сохранившегося кирпичного здания Дома творчества». Подробно об этом могли узнать гости фестиваля, посетив выставку «Комаровские автографы», проходившую в дни фестиваля в столовой Дома творчества. В числе ее экспонатов: фотографии и автографы из собраний Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки, библиотеки Дома творчества писателей «Комарово», библиотеки № 2 им. Федора Абрамова, личных архивов Абрамовой-Крутиковой, Бориса Друяна, Александра Кушнера, Ольги Медведко, Натальи Рахмановой, Дмитрия Шефнера и др. «90% автографов выставляются впервые, – утверждает Юлия Медведева. – Так или иначе, они связаны с Комаровом, сделаны в Доме творчества или для Дома творчества писателей». Открывал выставку петербургский прозаик Валерий Попов.
Валерий Попов и Юлия Медведева
на открытии выставки «Комаровские автографы». Фото Евгения Мякишева |
А еще более подробно все желающие смогут узнать об этом из публикации в журнале «Аврора» и из книги, которую еще только готовит Юлия Медведева.
Кстати, так получилось, что с Юлии Медведевой для многих участников фестиваля он и начался. Она руководила специальным поэтическим трамваем, который прокатился по мостам и площадям Санкт-Петербурга утром в пятницу. Формально это необычное мероприятие было посвящено подведению итогов конкурса им. Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай». Однако из всех его финалистов пришел только Андрей Пермяков, да еще уже в конце поездки на ходу запрыгнула Ольга Аникина. Зато песни на стихи современных петербургских поэтов прекрасно пел Александр Джигит. Вот, к примеру, на стихи Евгения Мякишева: «В Петербурге рожденному свойственна свежесть сорочки,/ Из матерой материи тертой трухи неживой./ На болотистой почве торчит, уцепившись за кочки,/ Очарованный город, склонивший главу над Невой».
Лилия Газизова прочитала свою «визитную карточку»: «Стать стрелкой на часах/ Казанского кремля/ Клавишей Delete/ Мирового компьютера/ Подаренным тобой портсигаром/ Западающей клавишей си бемоль/ Утренним бесцветным мраком/ Всеми собаками мира/ Очками Exte на родной переносице/ Безвольным сердечным клапаном –/ Всем что угодно/ Лишь бы не Лилией Газизовой».
Петербургский бард Александр Джигит
за баранкой своего коня, а казанский комбинаторный поэт Вадим Гершанов его провожает. Фото Евгения Мякишева |
Ну а автор этих строк привез послание петербургским трамваям от трамваев Москвы. В общем, было весело.
Но и в магазине «Буквоед», где Виктор Ганч планировал вручать награды финалистам, собрались далеко не все. Ника Батхен не смогла приехать из Феодосии, Дмитрий Плахов уже успел уехать в Комарово, а куда делся Дмитрий Артис, никто не знал вообще, его так ждали… В результате за половину финалистов, а точнее, за всех финалисток, пришлось читать стихи героической Ольге Аникиной. При этом она была возблагодарена – заняла второе место. И прочла свое: «Отечество мое, не за царя,/ не за давно утраченную веру –/ меня зовет в свои легионеры/ несчастная империя моя./ Я, стиснув зубы, чту ее закон./ Я – пуганый подранок девяностых,/ я здесь живу, я здесь держусь за воздух/ и за язык, звучащий высоко./ Все так же негодую и люблю,/ и слова злого выкрикнуть не смею,/ и вслух – горжусь,/ и про себя – жалею/ несчастную империю мою». Третье место занял Дмитрий Артис, а первое – Вера Кузмина. А вечером уже были в Комарове.
А потом были два чрезвычайно насыщенных дня… Таких насыщенных, что всего и не упомнить. Была поездка в Сестрорецк, где поэты и барды выступали на летней эстраде возле библиотеки им. Михаила Зощенко, а поэт Дмитрий Легеза провел для зрителей конкурс, предлагая продолжить строчки: «И Ленин тоже был поэтом, когда шалаш построил летом». Был традиционный конкурс юмористической и абсурдной поэзии и малой прозы им. Даниила Хармса «Четвероногая ворона», который на этот раз выиграл Игорь Голубенцев. О поэтической истории Комарова-Келломяки рассказали гости из Финляндии Юкка Маллинен и Пяйве Ненонен.
В основном поэты были поделены по территориальному принципу. Прошли выступления: «Казанские сироты» (Лилия Газизова, Искандер Абдуллин, Вадим Гершанов), «Московские окна» (Герман Власов, Юлия Белохвостова, Максим Гликн, Сара Зельцер, Григорий Петухов), «Эстонские ласточки» (Людмила Казарян, Лариса Йонас, Елена Сабинина), «Сибириада» (Светлана Михеева и Артем Морс из Иркутска и Иван Клиновой из Красноярска)…
Московскому поэту Геннадию Калашникову
есть о чем поговорить с петербургским прозаиком Владимиром Шпаковым. Фото Евгения Мякишева |
Гордой неразлучной четверкой держались поэты из ставропольской литературной студии «Кавказская ссылка»: Игорь Касько, Андрей Недавний, Амиран Адамия и Александр Фоменко, у которого накануне вышла книга стихов. «Кто у нас сегодня хедлайнер?» – спросил организатор всех поэтических побед «Кавказской ссылки» Игорь Касько. «Давай буду я, – предложил Фоменко. – У нас же кто издал последним книжку, тот и хедлайнер. Так ведь?» Да, так – в прошлом году им был Андрей Недавний, выпустивший книгу стихов «Арфистка эолова».
Но поскольку в этом сезоне хедлайнер «Кавказской ссылки» Александр Фоменко, то и цитату возьмем из его стихотворения: «Еще остался на ресницах/ Туман уже забытых снов,/ Еще расплывчаты все лица,/ Едва покинувшие кров,/ Еще живет в сердцах мечта/ О теплом и чудесном дне,/ Еще не заняты места,/ А мир уже противен мне».
Конечно, экзальтированный ставропольский поэт имеет право на столь максималистский взгляд. Но я с ним решительно не согласен. Мир комаровских поэтических посиделок был прекрасен. И лужайки, и беседки, и Финский залив, в котором купались поэты после выступлений.