Парад лауреатов: Захар Прилепин (первое место), Светлана Алексиевич (первое место по результатам читательского голосования), Владимир Сорокин (второе место) и Владимир Шаров (третье место). Фото Анатолия Степаненко
Объявлены лауреаты национальной литературной премии «Большая книга»
Во вторник в Москве состоялась традиционная церемония награждения лауреатов национальной литературной премии «Большая книга». Хотя слово «традиционная» здесь не совсем уместно. Да, награждение происходит уже в девятый раз – и в восьмой раз в одном и том же месте, Доме Пашкова (там находится Российская государственная библиотека – бывшая Ленинка). Однако в отличие от многих других премий, где из года в год повторяется одна и та же процедура – длинные речи жюри, лапидарные благодарности победителей и самая долгожданная для собравшихся кулуарно-фуршетная часть, – организаторы «БК» подходят к чествованию лауреатов с искрометной выдумкой. Это происходит не только на итоговой церемонии, но и на стадии объявления финалистов. То возглавляющего Совет экспертов (эксперты отбирают участников лонг- и шорт-листов) прозаика Михаила Бутова обряжают в поварской колпак. То превращают зал в «детскую площадку» (одновременно с «БК» в последние годы в Доме Пашкова подводят итоги всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру»). То организуют в нем поле битвы бумажных и электронных книг. То кинозал. То счетная комиссия расположится в «вишневом саду» – в тот год премию в стоящей особняком номинации «За вклад в литературу» присудили Чехову (явно обделенный при жизни литературными наградами Антон Палыч наверняка бы возрадовался). В общем, всегда церемония блещет разнообразием.
Захар Прилепин с заветной статуэткой.
Фото Анатолия Степаненко |
На сей раз церемонию вручения организовали в ностальгическом стиле «а-ля совок». До начала на экране профили классиков русской литературы чередовались так, что каждый раз их было по три – словно Маркс, Энгельс и Ленин. Началось мероприятие с песни «И вновь начинается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди…», а вела его культовая телеведущая Анна Шатилова, известная по программе «Время» и «Голубым огонькам». Телемост со счетной комиссией, взявшей обязательство закончить подсчеты в течение 30 минут, был оформлен заставкой «Интевидение». В соответствии с советской риторикой были представлены все участники «короткого» списка. Их было девять – негусто с учетом того, что в шорт-лист могут входить от 8 до 15 произведений. Итак: Светлана Алексиевич «Время секонд хэнд», Ксения Букша «Завод «Свобода», Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы», Алексей Макушинский «Пароход в Аргентину», Захар Прилепин «Обитель», Виктор Ремизов «Воля вольная», Владимир Сорокин «Теллурия», Евгений Чижов «Перевод с подстрочника», Владимир Шаров «Возвращение в Египет».
«Большую книгу» отличает еще одна особенность – почти каждый год одно из трех призовых мест доставалось чьей-нибудь биографии. Преимущественно писательской. Началось с первого сезона, в котором «золото» взяло жэзээловское жизнеописание Бориса Пастернака, созданное Дмитрием Быковым. Потом были книги о двух Толстых – Алексее (автор Алексей Варламов) и Льве (Павел Басинский), об еще одном Льве – «Гумилеве, сыне Гумилева» (Сергей Беляков), о Солженицыне (Людмила Сараскина) и Аксенове (Александр Кабаков и Евгений Попов). В подобных случаях, получая награду, автор обычно скромно говорит, что победил не он, а его герой. В этом году среди финалистов таких героев нет.
Аксакал русской драматургии
Леонид Зорин. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Если не считать шаровское «Возвращение в Египет». Но – не считать. Во-первых, это не биография и даже не художественная биография, а именно роман. Во-вторых, хотя центральный персонаж и именуется Николаем Васильевичем Гоголем, но Гоголь – да не тот: это непрямой потомок классика, который пытается дописать неоконченный том «Мертвых душ». В-третьих, настоящему Гоголю в нынешнем году было 205 лет со дня рождения – все-таки не юбилей, а всего лишь круглая дата. В-четвертых (а может быть, во-первых), перед нами роман, по-пушкински говоря, «отменно длинный, длинный, длинный», и не всякий (а то, по-гоголевски, и редкий) читатель доберется даже до середины, увязнув в обильной и «культурной», но монотонной переписке Гоголя-младшего со своими многочисленными дядьями и недядьями… Хотя по объему «Возвращение…», безусловно, достойно звания «Большой книги» (интервью с автором, посвященное этому роману, читайте в «НГ-EL» от 24.10.13). Как и прилепинская «Обитель» о Соловецком лагере 20-х годов, тоже отличающаяся длиннотами и монотонностью и изобилующая забавными для современного читателя стилистическими вывертами вроде «терпко что-то качнулось в душе» или «бурлыкало в голове». Остальные финалисты гораздо тоньше (по объему). И «производственный» роман Ксении Букши (рецензию на него см. в «НГ-EL» от 27.03.14). И драматически-кровавая новейшая отечественная история, полифонически изложенная Светланой Алексиевич в документальной форме интервью с различными очевидцами событий (см. «НГ-EL» от 23.01.14). И сорокинская уже привычная футуристическо-геополитическая мозаика (читайте «НГ-EL» от 14.11.13). И таежно-деревенский экшн Виктора Ремизова, из которого мог бы выйти неплохой мини-сериал для ТВ. И адресованный любителям набоковщины «Пароход в Аргентину» – хотя желающих продираться через отменно длинные предложения может оказаться куда меньше, чем поклонников Прилепина и Шарова…
Пока счетная комиссия заканчивала свою работу, на сцену пригласили главу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского для объявления лауреатов премии «Книгуру» – награды за лучшее произведение для детей и юношества. Михаил Вадимович рассказал, что премия эта вручается по результатам интернет-голосования, и в этом году в нем приняли участие более 7 тыс. юных читателей. А вообще сайт премии посещало около 15 тыс. человек ежемесячно, Михаил Сеславинский назвал его «Юношеской социальной сетью, посвященной чтению».
Третье место было присуждено Татьяне Рик за такую же ностальгическую, как вся церемония, повесть о девочке 70-х «Чур, Володька мой жених!», второе занял Дмитрий Казаков с мистической историей «Московская метель» (он настолько не ожидал, что будет отмечен, что, по слухам, уехал в Таиланд, где уже несколько лет работает инструктором по дайвингу), ну, на первом месте оказалась Нина Дашевская с произведением «Около музыки».
Прозаик Леонид Юзефович, приглашенный для объявления результатов читательского интернет-голосования, был краток. Третье место – Алексей Макушинский; второе – Захар Прилепин; первое – Светлана Алексиевич. Макушинский сказал, что не ожидал, что литература такой сложности, как он старается писать, может быть так воспринята. Алексиевич так же высказала приятное удивление по поводу читательской реакции: «Друзья уверяли, что у меня нет шансов, мол, русское общество сейчас находится в таком состоянии, что та правда, которую я пытаюсь сказать в своих книгах, не будет принята. Но я рада, что общество оказалось умнее политиков». Еще она сказала, что сейчас писателей поделили на расы, в зависимости от поколений, и она – из 90-х. А Прилепин сознался, что это сделал он, но, несмотря на то что сам он из нулевых, был бы рад встречаться с представителями всех других рас «на поле литературы».
Советник президента по культуре Владимир Толстой и директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак вручили награду в номинации «Вклад в литературу». Ее был удостоен автор знаменитых «Покровских ворот», драматург Леонид Зорин, недавно отметивший свое 90-летие; причем 80 лет из этих 90 были отданы литературе. Аксакал русской литературы сказал, что родом с Кавказа, там в ходу анекдот: «К аксакалу пришли, чтобы сообщить, что его младший брат скончался, не дожив до ста лет. А тот сказал в ответ: «Я всегда знал, что этот мальчик долго не протянет»…
И вот наконец было объявлено решение многочисленного (более 100 человек – вот еще одно отличие «БК» от других премий) жюри. Третье место занял Владимир Шаров, признавшийся, что писал свой роман несколько лет. На втором месте оказался Владимир Сорокин. Он сказал: «Второй раз второе место – это неплохо. Мой роман о Новом Средневековье… И даже если Новое Средневековье не придет, то старое, наше уж точно останется».
Ну, а главной награды был удостоен Захар Прилепин. Он пошутил, что, по его мнению, как минимум три книги из шорт-листа могли бы претендовать на первое место, но решение жюри, присудившего награду ему, он не будет оспаривать.