А никто и не сомневался. Евгений Водолазкин.
Церемония награждения лауреатов Национальной литературной премии «Большая книга» традиционно прошла в Доме Пашкова – Российской государственной библиотеке. Напомним список финалистов восьмого сезона.
1. Сергей Беляков. «Гумилев сын Гумилева»
2. Юрий Буйда. «Вор, шпион и убийца» 3. Евгений Водолазкин. «Лавр» 4. Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд» 5. Дмитрий Данилов. «Описание города» 6. Максим Кантор. «Красный свет» 7. Майя Кучерская. «Тетя Мотя» 8. Вадим Левенталь. «Маша Регина» 9. Анна Матвеева. «Подожди, я умру – и приду» 10. Антон Понизовский. «Обращение в слух» 11. Александр Терехов. «Немцы» |
Однако – опять же традиционно – называть имена победителей жюри не торопилось. Пока счетная комиссия подсчитывала голоса, ведущие церемонии актеры Дмитрий Назаров и Алиса Гребенщикова предложили узнать лауреата внеконкурсной номинации «За вклад в литературу», которого объявил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Лучшим литературным «вкладчиком» стал празднующий второй год подряд свое 80-летие поэт Евгений Евтушенко. Лично Евгений Александрович не присутствовал – собравшиеся прослушали его монолог и посмотрели на большом экране фотографии поэта разных лет.
Затем премиальные статуэтки вручили победителям читательского (или, как называли его ведущие, «народного») интернет-голосования на сайте Bookmate через социальную сеть Facebook. Они стали известны за неделю до церемонии. Явный фаворит этого литературного года Евгений Водолазкин с «неисторическим» (так написано на обложке) романом «Лавр», попавшим в шорт-листы всех крупных премий и завоевавшим в октябре «Ясную Поляну», оказался на третьем месте. Кстати, «НГ-EL» отмечал «Лавра» как одну из пяти лучших прозаических книг 2012 года по версии нашей редакции. Роман о целителе XV–XVI веков, который проходит свой путь к Богу, несколько раз меняя имя и соответственно меняясь сам, – это, по сути, житие святого, праведника, но не в чистом виде: из-за постмодернистских приемов книгу можно назвать и средневековым фэнтези. В начале романа главный герой – мальчик, потом юноша – сирота Арсений, унаследовавший дар от деда Христофора, целителя-травника. Когда Арсений оказывается бессилен спасти свою возлюбленную Устину и их новорожденного сына, то воспринимает их смерть как наказание за грехи и начинает странствовать по Руси, помогая умирающим от эпидемии чумы. Далее он становится юродивым под именем Устин (в честь любимой) и вместе с приехавшим в Россию итальянцем Амброджо отправляется в Иерусалим: псковский посадник Гавриил поручает им в память умершей дочери доставить лампаду в храм Гроба Господня. Вернувшись на родину, герой селится в монастыре под именем Амвросий, а к концу жизни (и романа) понимает, что «долго познавал мир и накопил его в себе столько, что дальше могу познавать его внутри себя», и становится признанным праведником, схимником Лавром, которого почитают в народе. Проводя идею о нелинейности времени – и даже об отсутствии времени как такового вообще («мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно»), – автор смешивает разные языковые пласты: то персонажи используют современную им средневековую манеру изъясняться, то произносят фразы вроде «эту информацию я сообщу только тет-а-тет», «что ты знаешь об автоматизме, Амвросии»… Но эти постмодернистские приемы органично вплетены в ткань повествования, не оставляя ощущения нарочитости, искусственности. А если добавить к этому живую форму, свободную манеру изложения, отсутствие пафоса, многослойность...
За вклад в литературу.
Михаил Сеславинский говорит о Евтушенко. |
Тем не менее Водолазкин уступил читательское «серебро» Сергею Белякову – автору книги «Гумилев сын Гумилева». Это обстоятельнейшая, основанная на множестве источников и, видимо, действительно самая на сегодняшний день полная биография историка Льва Николаевича Гумилева (1912–1992). Автор при всем уважении к герою не ставит его на пьедестал, позволяя себе и критику (например, так и оставшейся недоказанной теории отрицания монголо-татарского ига), и в целом не согласен с тюркофильством Гумилева. Хотя не согласен и с некоторыми критиками своего персонажа, называющими его теорию «мрачной»: «Его взгляд на мир вовсе не мрачен. Да, межнациональные конфликты неизбежны. Да, народы не вечны. Зато вечно этническое разнообразие… Скука глобализации, растворение народов в едином человечестве – все это не только пошло, но и совершенно нереалистично. Мир, разделенный на этносы и цивилизации, жесток, зато это сложный, многоцветный, живой мир, полный творчества и жизни».
Читательское же «золото» досталось женскому роману о семье и об измене «Тетя Мотя» Майи Кучерской, который некоторые критики окрестили новой «Анной Карениной». 30-летняя героиня Марина (она же тетя Мотя) – в прошлом «училка», ныне корректор в издательстве (куда ж сегодня податься филологу?) – страдает в неравном браке с сисадмином (муж из простой семьи, Марина – профессорская дочка, отсюда разница в культурных, семейных и прочих приоритетах). И заводит роман с известным журналистом гораздо старше себя. Но возлюбленный, естественно, женат; жена, конечно же, больна; оставить ее прямо сейчас, разумеется, решительно невозможно… в общем, история, как и в «Анне Карениной», невеселая. Но не до такой степени – все заканчивается не прыжком под паровоз, а рождением ребенка. А поскольку, как известно, большинство современных читателей – это читательницы, то факт, что «Тетя Мотя» набрала в Интернете больше всего лайков, вполне закономерен.
Красавцы-финалисты. Фото Екатерины Богдановой |
В этом году впервые на итоговой церемонии «Большой книги» назвали победителей другой премии – «Книгуру», присуждаемой за лучшие произведения для детей и юношества. Поэтому Назарову и Гребенщиковой время от времени ассистировали соведущие-дети – бегали узнать, когда же наконец «большекнижное» жюри сочтет свои голоса; опрашивали зал, какие книги были любимыми в детстве (больно и обидно, что никто не вспомнил носовскую трилогию о Незнайке!). А еще перед собравшимися выступил детский песенно-плясовой ансамбль, исполнивший композицию на стихи Веры Полозковой. Ну а лучшими в «Книгуру» оказались Евгений Рудашевский, Станислав Востоков и Елена Ленковская, занявшие соответственно третье, второе и первое места.
Наконец настало время объявить лауреатов «Большой книги» по версии жюри. Начали, как обычно, с третьего места, доставшегося Юрию Буйде с художественно-автобиографическим романом «Вор, шпион и убийца», название которого объясняется репликой подруги главного героя: «Когда я открыл ей, что хочу стать писателем, она сказала:
– Это ремесло вора, шпиона и убийцы. Писатель подглядывает, подслушивает, крадет чужие черты и слова, а потом переносит все это на бумагу, останавливает мгновение, как говорил Гете, то есть убивает живое ради прекрасного…»
Что касается второго места, его, как и в читательском голосовании, занял Сергей Беляков. А главным победителем стал Евгений Водолазкин. После объявления итогов кое-кто в кулуарах сожалел об обойденном наградой романе Антона Понизовского «Обращение в слух», но в целом тройка призеров не вызвала ни особых нареканий, ни удивления. По крайней мере первое место было для многих ожидаемым – теперь Евгению Водолазкину для полного наградного комплекта осталось получить разве что «Русский Букер», результаты которого объявят совсем скоро. Конец литературного года не за горами.