0
5230
Газета Главная тема Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

Жечь сердца факелом

Тэги: олимпийский огонь, эстафета, писатели, ясная поляна


олимпийский огонь, эстафета, писатели, ясная поляна Факелоносцы на финише...

Эстафета олимпийского огня продолжается уже одиннадцатый день. Казалось бы, факт, далекий от литературы. Тем не менее в понедельник по Тульской области в рамках спецпроекта «Ясная Поляна» с горящими факелами в руках пробежали писатели. Открывал эстафету правнук Льва Николаевича, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, а закрывала – директор музея-усадьбы Екатерина Толстая.

День выдался необычайно солнечный, народу набралось со всего Щекинского района, у школьников в яснополянской гимназии отменили занятия. В общем, праздник образовался как-то стихийно и совершенно неожиданно для самих участников эстафеты. Писатели, как создания рефлексирующие, конечно, поначалу долго смеялись, разглядывая друг друга в аляповато-красочных олимпийских костюмах «made in China». Но смех из иронического быстро превратился в детский, искренний и радостный. Потому что чистое небо и золотая осень, ликующая толпа и счастливые лица, голоногие барабанщицы и расслабленные полицейские – все это будило самые хорошие инстинкты. И злой препарирующий разум умолкал сам собой.

Нам с прозаиками, критиками и эссеистами Алексеем Варламовым, Евгением Водолазкиным, Александром Гавриловым, Львом Данилкиным, Валентином Курбатовым и Владиславом Отрошенко достались участки-слоты на территории музея-усадьбы, куда народ почему-то не пустили. Зато кое-где, местами, на пути нашего бега попадались бабушки в фольклорных костюмах, а также загадочная, подтягивающаяся на турниках, играющая в городки и крутящая обручи молодежь. Бродящие обычно у Дома Волконского гуси и кошки куда-то поисчезали, остались только каурые кони в яблоневых садах.

От бега по безлюдным осенним аллеям в сопровождении «хранителей огня» в темных очках и с рациями, навстречу удаляющимся на квадроцикле телеоператорам у всех осталось немного странное ощущение. Но как только получасовая эстафета завершилась, как только дали салют и начали концерт, строгие соглядатаи пустили наконец гуляющих на тропы толстовской усадьбы. Веселая, радостная толпа с детьми на руках бросилась также фотографироваться с писателями-факелоносцами. Такой искренней и горячей народной любви, граничащей с восторгом, современный писатель, пусть даже первого ряда, ни на какой своей книжной презентации уж точно не увидит. Особенно выделялся участник олимпийской эстафеты Москва-1980 с тогдашним еще коротким трубчатым факелом, в красном спортивном костюме.

Но стоит немножко распространиться и о самих писателях. Алексей Варламов – нынешний главред журнала «Литературная учеба», филолог, постоянный автор ЖЗЛ, прозаик – бежал пятым номером мимо большого портрета Льва Николаевича. Евгений Водолазкин – сотрудник петербургского Пушкинского Дома, ворвавшийся со своим романом «Лавр» во все возможные премиальные списки и, кстати, недавний лауреат премии «Ясная Поляна», успел на дистанцию прямо из аэропорта. Они с критиком и телеведущим Александром Гавриловым прилетели на эстафету из Франкфурта, где на днях завершилась международная книжная ярмарка. Рейс, между прочим, задержали из-за обнаруженного во время регистрации бесхозного чемодана. Чемодан взрывали, писатели приехали в Ясную только поздней ночью накануне забега, но выглядели оба весьма бодро, по-спортивному. Прекрасный «гламурный» критик, автор книг о Проханове и Гагарине Лев Данилкин тоже приехал на своем авто за полночь и уехал сразу после финишной точки. Он был единственный, кто бежал без шапочки.

Валентину Яковлевичу Курбатову, эссеисту и литературоведу, самому старшему факелоносцу сплита, достался наиболее сложный участок в горку, но бежал он быстрее, ловчее и легче всех. За ним даже фотографы не могли угнаться. Владислав Отрошенко – писатель, казак, любимец французов и итальянцев, тоже, кстати, помимо прочего, лауреат «Ясной Поляны», выглядел как настоящий статный олимпиец. Мне достался слот 007 (от Дома Толстого до развилки), отчего я была особенно счастлива и даже ни разу не уронила двухкилограммовый факел. Ну а Владимир и Екатерина Толстые не только красиво пронесли греческий огонь («от Гомера к Толстому», как потом говорил со сцены Владимир Ильич) сквозь гущу обожающих их туляков всех возрастов, но и гостеприимно, в теплой домашней обстановке приняли всех писателей. В этом смысле нам, литераторам, повезло гораздо больше, чем остальным 13 тысячам с гаком факелоносцев, которые вынуждены добираться до точек сбора самостоятельно и чуть ли не за свой счет.

Из Ясной Поляны олимпийский огонь уехал в Новомосковск, а мы остались читать друг другу стихи, угадывать авторов и вспоминать, каким физкультурником был хозяин усадьбы Лев Николаевич. И гантели поднимал, и на велосипеде ездил, и на коньках катался. Нам бы такую силу! О таланте и речи нет…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1307
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
925
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
446
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
622

Другие новости