Факелоносцы на финише...
Эстафета олимпийского огня продолжается уже одиннадцатый день. Казалось бы, факт, далекий от литературы. Тем не менее в понедельник по Тульской области в рамках спецпроекта «Ясная Поляна» с горящими факелами в руках пробежали писатели. Открывал эстафету правнук Льва Николаевича, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, а закрывала – директор музея-усадьбы Екатерина Толстая.
День выдался необычайно солнечный, народу набралось со всего Щекинского района, у школьников в яснополянской гимназии отменили занятия. В общем, праздник образовался как-то стихийно и совершенно неожиданно для самих участников эстафеты. Писатели, как создания рефлексирующие, конечно, поначалу долго смеялись, разглядывая друг друга в аляповато-красочных олимпийских костюмах «made in China». Но смех из иронического быстро превратился в детский, искренний и радостный. Потому что чистое небо и золотая осень, ликующая толпа и счастливые лица, голоногие барабанщицы и расслабленные полицейские – все это будило самые хорошие инстинкты. И злой препарирующий разум умолкал сам собой.
Нам с прозаиками, критиками и эссеистами Алексеем Варламовым, Евгением Водолазкиным, Александром Гавриловым, Львом Данилкиным, Валентином Курбатовым и Владиславом Отрошенко достались участки-слоты на территории музея-усадьбы, куда народ почему-то не пустили. Зато кое-где, местами, на пути нашего бега попадались бабушки в фольклорных костюмах, а также загадочная, подтягивающаяся на турниках, играющая в городки и крутящая обручи молодежь. Бродящие обычно у Дома Волконского гуси и кошки куда-то поисчезали, остались только каурые кони в яблоневых садах.
От бега по безлюдным осенним аллеям в сопровождении «хранителей огня» в темных очках и с рациями, навстречу удаляющимся на квадроцикле телеоператорам у всех осталось немного странное ощущение. Но как только получасовая эстафета завершилась, как только дали салют и начали концерт, строгие соглядатаи пустили наконец гуляющих на тропы толстовской усадьбы. Веселая, радостная толпа с детьми на руках бросилась также фотографироваться с писателями-факелоносцами. Такой искренней и горячей народной любви, граничащей с восторгом, современный писатель, пусть даже первого ряда, ни на какой своей книжной презентации уж точно не увидит. Особенно выделялся участник олимпийской эстафеты Москва-1980 с тогдашним еще коротким трубчатым факелом, в красном спортивном костюме.
Но стоит немножко распространиться и о самих писателях. Алексей Варламов – нынешний главред журнала «Литературная учеба», филолог, постоянный автор ЖЗЛ, прозаик – бежал пятым номером мимо большого портрета Льва Николаевича. Евгений Водолазкин – сотрудник петербургского Пушкинского Дома, ворвавшийся со своим романом «Лавр» во все возможные премиальные списки и, кстати, недавний лауреат премии «Ясная Поляна», успел на дистанцию прямо из аэропорта. Они с критиком и телеведущим Александром Гавриловым прилетели на эстафету из Франкфурта, где на днях завершилась международная книжная ярмарка. Рейс, между прочим, задержали из-за обнаруженного во время регистрации бесхозного чемодана. Чемодан взрывали, писатели приехали в Ясную только поздней ночью накануне забега, но выглядели оба весьма бодро, по-спортивному. Прекрасный «гламурный» критик, автор книг о Проханове и Гагарине Лев Данилкин тоже приехал на своем авто за полночь и уехал сразу после финишной точки. Он был единственный, кто бежал без шапочки.
Валентину Яковлевичу Курбатову, эссеисту и литературоведу, самому старшему факелоносцу сплита, достался наиболее сложный участок в горку, но бежал он быстрее, ловчее и легче всех. За ним даже фотографы не могли угнаться. Владислав Отрошенко – писатель, казак, любимец французов и итальянцев, тоже, кстати, помимо прочего, лауреат «Ясной Поляны», выглядел как настоящий статный олимпиец. Мне достался слот 007 (от Дома Толстого до развилки), отчего я была особенно счастлива и даже ни разу не уронила двухкилограммовый факел. Ну а Владимир и Екатерина Толстые не только красиво пронесли греческий огонь («от Гомера к Толстому», как потом говорил со сцены Владимир Ильич) сквозь гущу обожающих их туляков всех возрастов, но и гостеприимно, в теплой домашней обстановке приняли всех писателей. В этом смысле нам, литераторам, повезло гораздо больше, чем остальным 13 тысячам с гаком факелоносцев, которые вынуждены добираться до точек сбора самостоятельно и чуть ли не за свой счет.
Из Ясной Поляны олимпийский огонь уехал в Новомосковск, а мы остались читать друг другу стихи, угадывать авторов и вспоминать, каким физкультурником был хозяин усадьбы Лев Николаевич. И гантели поднимал, и на велосипеде ездил, и на коньках катался. Нам бы такую силу! О таланте и речи нет…