0
6895
Газета Стиль жизни Печатная версия

25.07.2019 17:07:00

Когда Бог наводил на Земле порядок, флот был в море (+ВИДЕО)

Лучшее поощрение для офицера – снятие ранее наложенного взыскания

Андрей Рискин
Капитан 2 ранга запаса

Об авторе: Андрей Борисович Рискин – заместитель главного редактора «НГ», капитан 2 ранга запаса.

Тэги: вмф, флот, служба, флотские истории


вмф, флот, служба, флотские истории Ну разве может супостат что-то противопоставить таким мужикам? Фото из архива автора

Человек, который не имеет чувства юмора, на флоте не уживается. Таким в ВМФ не место. Это я понял еще на первом курсе Калининградского высшего военно-морского училища (КВВМУ).

У нас начальником кафедры военно-морской тактики был капитан 1 ранга Виталий Васильевич Смышников. Высокий, худющий, странно выбрасывающий при ходьбе ноги. Подпольная кличка Camel (то есть Верблюд). Он действительно напоминал «корабль пустыни». Даже более чем напоминал, причем не только походкой, но и физиономией.

На лекции говорит:

– Товарищи курсанты, сегодня на танцы придет моя дочь, прошу оказать ей максимум внимания.

Мы чуть ли не хором:

– Товарищ капитан 1 ранга, а она симпатичная?

– Естественно. Она же похожа на меня!

Без юмора служба на флоте, еще раз подчеркну, невозможна. Недаром десятки моряков публикуют смешные байки о флоте. Такие байки никогда не закончатся. Это понятно, потому что автор у них один – флот. Понятно и то, что бывших моряков не бывает. И воспоминания о службе у них только положительные. Потому что в любом случае это годы, о которых помнишь всегда. Даже если это нелегкие годы. Ведь со временем плохое забывается, а хорошее помнится.

Хорошее – это когда после визита к начальству приходишь на корабль, обвешанный, как елочка, взысканиями, а сосед по каюте тебе говорит: «Не волнуйся, Андрюха, не ты первый, не ты – последний. Начальство останется на берегу, а мы по-прежнему будем ходить в море. И чихать нам на начальство. Нам надо дело свое делать».

И мы его делали, это самое дело. Ходили в море, несли вахту, воспитывали любимый личный состав, изредка хулиганили, нарушая Корабельный устав (играли в карты, выпивали в свободное от вахты время и т.д.). А главное – служили по совести.

Но все-таки вернемся к флотскому юмору и людям, которые его не понимали. Как известно, военные люди при встрече просто здороваются, то есть отдают друг другу честь. Обычное, как говорится, дело. Но есть одно стандартное, пусть и неофициальное, правило. Капитан-лейтенант, к примеру, может и не приложить руку к фуражке, если встречается с капитаном 3 ранга или майором. А старший лейтенант не всегда отдает честь капитан-лейтенанту. Мол, не такая уж большая разница в количестве звездочек на погонах или их размерах.

Как-то замполит нашего дивизиона малых разведывательный кораблей Леня Донских на улице в Балтийске встретил капитана морской пехоты. Леня, конечно, большой начальник, аж целый капитан 3 ранга. А ему какой-то пехотный капитан честь не отдал! Леня, естественно, возмутился и стал капитана жизни учить. Леня – маленький, плюгавенький, а морпех – под два метра. Не стал он Леню слушать, а просто дал ему в глаз.

Капитана потом долго искали, но так и не нашли. А как его найдешь, если в морпехе все под два метра ростом.

Леня был, понятно, политработником. Надо заметить, что в те годы (да и позже) политработников не очень-то на флоте любили. А вот моего отца, тоже политработника, уважали.

Помнится, пришел я к нему в кабинет в бригаде (было мне лет 14). Сижу, жду чего-то.

Заходит офицер:

– Борис Михайлович! У нас тут что-то типа идеологической диверсии.

Отец:

– Конкретнее!

Офицер:

– На плакате с изображением Владимира Ильича Ленина неприличное слово написали.

Отец:

– Какое?

Офицер косится на меня – мол, при пацане…

Отец:

– Что ты на него смотришь? Он переживет. Какое слово?

Офицер называет известное слово из трех букв.

Отец строго:

– И что ты ко мне с этим приперся? Какая еще на хрен диверсия? Возьми банку с краской, кисточку и замажь это слово!

Я в итоге тоже стал политработником, хотя и окончил ракетно-артиллерийский факультет КВВМУ. Плохим или хорошим – не мне судить, но офицеры-сослуживцы говорят, что адекватным, скажем так. Однако политику партии в жизнь я проводил строго. На «Линзе» (гидрографическом суде, попросту корабле-разведчике, которые еще называли «мохнатыми ушами») у меня в каюте стояла радиостанция «Волна». Я ее включал на громкую трансляцию по кораблю, чтобы моряки знали об успехах нашей великой страны. Однажды коварное чудо отечественной радиотехники дало страшный сбой.

Мы в каюте с командиром тихо и мирно пили спирт, то есть «шило» (в рамках дозволенного на боевой службе, естественно). А матюгальник от «Волны» выходил в коридор, туда, где располагался кубрик любимого личного состава. В общем, сработала техника «от обратного». Все, что мы с кэпом в каюте говорили, транслировалось на общий выход (до сих пор никто не верит в такое). А говорили мы все, что думали. В итоге прибежал взъерошенный боцман и все нам объяснил. Вот такой случился «День радио – 2».

Кстати, кроме юмора для нормальной службы на флоте нужна еще находчивость. Как-то ГС-12 (с номером, правда, могу и ошибиться), собрат нашей «Линзы», только черноморец, проходил мимо испанского порта Рота. В Роте базировались америкосовские атомоходы. Спустили за борт беседку, пририсовали к бортовому номеру горизонтальную палочку, так что получилось FС-12, подняли на гафеле «Правь, Британия, морями» из международного флажного семафора и по-наглому вошли в порт.

Спокойно прошли вдоль всех причалов, все щелкали, снимали... И так же спокойно вышли из порта. А когда пленки проявили – бывает же такое! – выяснилось, что ни черта не получилось.

Спасибо разгильдяю-коку. Он, несмотря на строжайший запрет, вышел на верхнюю палубу и нащелкал целую пленку своей старенькой «Сменой». Для дембельского альбома. Пленку у кока, конечно же, отобрали для передачи высокому начальству. Взамен кок получил 10 суток отпуска. А что делать с кэпом, нарушившим все возможные и невозможные инструкции, в штабе флота долго решали. За незаконный вход в чужие территориальные воды его полагалось с должности снять. А за ценную информацию следовало поощрить. В итоге мудро рассудили, что лучшее поощрение – снятие ранее наложенного взыскания. Так и сделали.

И еще о находчивости. Согласно указаниям Политуправления Балтийского флота, на кораблях, находящихся на боевой службе, разрешается три раза в неделю (в субботу, воскресенье и среду) просмотр художественных фильмов. Но в нашем дивизионе кораблей особого назначения была негласная традиция, в соответствии с которой любой член экипажа, если у него день рождения, мог выбрать фильм по своему усмотрению, и это кино крутили даже в «нештатный» день. К слову, заполучить на боевую службу хорошие фильмы было непросто – но бутылка «шила», пара банок тушенки и дюжина шоколадок решали проблему.

Как-то утром командир «Линзы» Виктор Михайлович Мавзолевский спрашивает:

– А что за день сегодня?

Отвечаю:

– Вторник.

Кэп:

– Надо бы кино закрутить. День рождения у кого-то есть?

– Увы, нет.

Тут командир замечает вальяжно разгуливающего по палубе своего любимца кота Маркиза и говорит:

– О, так у нас же Маркиз есть!

Через пару минут по трансляции прозвучала команда:

– Всем свободным от вахты собраться в кубрике на просмотр кинофильма «В зоне особого внимания» в связи с днем рождения члена экипажа кота Маркиза.

Впрочем, бывает, что флотская находчивость приводит к печальным результатам. Стоим на рейде. Яшку (то есть якорь) бросили и балдеем. Вахтенный – лейтенант Вася Приютов на солнышке совсем расплылся, ждет конца вахты, об ужине мечтает. Тут радио с берега. Мол, встречайте командира дивизии. Встречайте так встречайте. Вася доложил командиру, подсуетился, дал команду трап спустить. Спустили. Как раз к появлению на горизонте комдивовского катерка.

Катерок подошел, Вася в свисточек посвистел, все, кому положено, встали к борту. Катерок прилепился к трапу, адмирал поднял ножку, чтобы на нижнюю площадку трапа подняться. Не получается, блин. Адмирал уже не мальчик, у него животик, званию соответствующий, а трап, мать его так, высоко слишком. Он уж и так и эдак, но «нэ лизэ, батьку», хоть убей.

Хорошо, рулевой на катерке сориентировался, подтолкнул адмирала в, простите, зад. Поднялся комдив, кряхтит, старый пень. Злой, как сто чертей. А тут Вася с докладом подлетает:

– Товарищ адмирал! – орет, как и положено, что все на борту в порядке.

Адмирал недослушал:

– Вольно.

И с ходу Васе:

– Лейтенант, почему трап так высоко?

Вася в ответ тоже с ходу, не задумываясь:

– Так ведь отлив, товарищ адмирал...

– А-а-а, понятно.

Прошел метров 10. Остановился. Доперло:

– Отлив, говоришь? 10 суток ареста!

В общем, как говорят, когда Бог создавал Землю и наводил на ней порядок, флот был в море. Потому на флоте до сих пор бардак. Но зато как весело! 

Графики празднования Дня ВМФ – 2019 в городах Российской Федерации


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
934
28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
499
Пылающий «Крест» для Константинополя

Пылающий «Крест» для Константинополя

Алексей Казаков

Кто и зачем хотел устроить поджог во время холодной войны

0
11139
Студент зачастую существо одинокое

Студент зачастую существо одинокое

Наталья Савицкая

Службы психологической поддержки созданы уже в половине университетов страны

0
7538

Другие новости