0
4484
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.07.2019 16:07:00

Как из Шарика не сделать Шарикова

Если бы профессор Преображенский был зоопсихологом

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель приложения «НГ-религия».

Тэги: домашние животные, собаки, зоопсихология


домашние животные, собаки, зоопсихология Несмотря на очевидные различия, у людей и собак очень много общего. Последним тоже нужен психолог. Фото Pixabay

Меня с детства мучил вопрос: как из добропорядочного, хоть и беспородного пса булгаковский Шарик превратился в во всех отношениях неприятного человека Шарикова. Ответ на него я смогла получить, лишь когда сама занялась изучением и воспитанием вот таких вот Шариков, Бобиков и Тузиков. 

Вот один из примеров: поздний вечер, наконец-то выбираюсь из московской пробки, мчу в Подмосковье по звонку: «Приезжайте срочно, у нас пес агрессор, всех кусает и доминирует». Вхожу в небольшую квартиру и вижу картину маслом: в углу сидит перепуганный насмерть щенок месяцев четырех-пяти. Вокруг него носятся с визгом дети, рядом навис огроменного роста мужчина, он пытается схватить пса за шкирку, чтобы зачем-то оттащить того в центр комнаты. Мохнатый забивается еще больше, практически сливаясь со стеной, скалит только что начавшие меняться зубки, пытается ухватить хозяина за руки. Под ним растекается лужица, что приводит мужчину в бешенство. «Ах, ты!...» – замахивается он на щенка. Последний с визгом покидает угол и сломя ушастую головенку бежит прятаться под стол. За ним вереницей несутся дети... «Понимаете, мы его взяли пару дней назад из приюта, а он не хочет играть. Вообще ничего не хочет. Сидит, забившись в угол, рычит и ходит под себя, – громко жалуется на нерадивого питомца хозяйка. – Сделайте что-нибудь, иначе мы его выгоним...»

Конечно, описанная ситуация немного утрирована. Однако с тех пор как я стала осваивать непростую науку зоопсихологии, подобных историй повидала немало. 

Где-то от трехмесячного щенка требуют абсолютного послушания и тапок под ноги, кто-то уверен, что пес должен быть благодарен за то, что его кормят и поят, лежать ровненько на подстилочке и не шевелиться, пока его не позовут. А третьи и вовсе считают, что у собак нет и не может быть чувств и эмоций, что они созданы лишь для того, чтобы радовать человека и привносить гармонию в его скучную жизнь. А если не получается, то четвероногих в лучшем случае наказывают, в худшем – выбрасывают из дома. Кто из окон, а кто гуманнее – пинком под зад из подъезда. К специалистам обращаются единицы.

Зоопсихология – сложная и спорная наука. В России она не признается, а к тем, кто гордо себя так именует, относятся со скепсисом. Здесь есть кинологи. Преимущественно «классической» школы. Они уверены: чтобы заставить собаку что-то делать верно, надо ее учить через наказания, то есть аверсивным методом. Тянет – надеть строгий ошейник с шипами и дергать до боли и дырок в горле, бросается на собак – нацепить электроошейник и бить током каждый раз, когда псина зарычит на сородича, съел в одиночестве ботинок – предложить на ужин дожевать начатое и т.д. Мало кто при этом задумывается, почему животное так или иначе себя ведет. Некоторые и вовсе полагают, что думать они не умеют, что действуют только на рефлексах, а потому вдолбить, как надо и как не надо себя вести, нужно по павловской системе. А вот как раз объяснением того, что происходит с собакой и почему она начинает проявлять девиантное поведение, и занимается зоопсихология. Но это лишь одна сторона медали.

154-8-2_t.jpg
Наказание порождает страх. А страх – агрессию. 
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988

Вторая – это работа с хозяином. И это не только доступное для его уровня развития пояснение причин «срыва» животного, но и проработка его, человека, страхов, проблем и даже комплексов. 

Классический пример – женщина должна лечь в больницу на операцию. Она одинока и у нее есть пес. Внезапно хозяйка приводит четвероногого друга, в котором еще пару недель назад не чаяла души, к ветеринару и начинает жаловаться, что собака «поломалась»: стала вести себя не так, выглядит больной, перестала есть и вообще больше не радует женщину. «Надо ее усыпить», – заключает дама. 

После разговора с зоопсихологом выясняется истинная причина требования – женщина просто боится, что операция не будет удачной и ее пес тогда останется совсем один. В этот раз удалось уговорить хозяйку оставить собаку в приюте. После больницы она смогла ее забрать домой и снова все стало как прежде, и ее мохнатая «дочка» вновь стала самой лучшей. Но ведь сколько таких историй с плохим концом?

Люди часто отчего-то уверены, что собака чуть ли не с рождения должна все сама знать и уметь, что ее не надо воспитывать, не стоит обучать, и, конечно, бессмысленно развивать со всеми вытекающими оттуда последствиями, в том числе и финансовыми. Из тех, с кем я работала, некоторые с удивлением узнавали, что интеллект собаки равен интеллекту двух-трехлетнего ребенка, а это значит, что хвостатые до какого-то предела не просто отлично обучаются, но им жизненно не хватает новых знаний и нового интеллектуального роста. А ведь именно отсутствие последнего – причина проблем, с которыми позднее сталкиваются незадачливые собаководы.

Испанский художник Франсиско Гойя некогда утверждал: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ». Собака, которую сызмальства не научили не бояться людей, так и будет на них бросаться. И с каждым разом все свирепее и свирепее. Потому что маленький страх впоследствии породит в голове питомца «чудовищ» и перерастет в фобию или невроз. 

Пес, который боится оставаться один дома и в отсутствие любимых хозяев все крушит и громит, так и будет разносить квартиру только потому, что ему не рассказали, что свои переживания и свою нервозность можно заместить более приятным времяпрепровождением, например сладким сном. Зверь, уверенный, что другие собаки рождены только для того, чтобы продырявить его собственную шкурку, и которому не показали обратного, так и будет ненавидеть своих собратьев по лапам и хвосту. Но этому всему надо учить. Долго и терпеливо. Как учат детей быть вежливыми, смелыми и спокойными. Как учат малышей читать и писать. Подкрепляя похвалой любой даже небольшой успех и игнорируя «откаты».

Однажды я предложила хозяевам пса временно перестать ругать своего шерстяного подопечного вообще за что-либо и начать активно восхищаться им, когда он ведет себя так, как нравится его людям. Уже через неделю обладатель хвостатого «монстра» пришел радостный и задумчивый одновременно. За эти семь дней собаку как подменили. Она стала милой, послушной и спокойной, а от того бесноватого существа остались лишь подранные в коридоре обои. 

Что произошло? Просто пес перестал бояться хозяев, просто они стали ему больше доверять, уделять внимание, замечать, какой он славный мальчик, и полностью игнорировать его проступки. Животное расслабилось, ушла тревожность, наладился межвидовой контакт. Его любимые люди, чьего языка он не знает и без специального обучения не может понять, стали для него предсказуемы. Он начал пытаться угадывать их желания, ориентируясь на чувства и эмоции, на положение тела, на мимику, на состояние их души. 

Это очень увлекательно – открывать для себя мир собаки. Ровно так же, как при правильном к себе отношении и пес пытается познать человека и его мир. Но это партнерская работа обоих. Нельзя требовать от хвостатого друга чего-то, не прилагая при этом усилия самому. Здесь нет начальника и подчиненного. Есть два существа с разными жизненными представлениями, своими понятиями об универсуме, языком. Есть двое, которые априори изначально хотят понравиться друг другу и делают все от них зависящее, чтобы их «знакомство» переросло в крепкую и долгую дружбу. Просто у каждого этот путь разный. Кто-то более уверен в себе и своем приятеле, у кого-то уже есть негативный опыт общения, а значит, доверие будет вырабатываться дольше. 

Всем и всегда я говорю одну простую вещь – научитесь доверять своим собакам. Научитесь их от души хвалить. Дайте им больше свободы. Дайте им больше безусловной, ничего не требующей взамен любви. И они не подведут. Во всяком случае, меня никогда не подводили. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мы и наши меньшие то ли братья, то ли ангелы

Мы и наши меньшие то ли братья, то ли ангелы

Александр Ципко

О нечеловеческой благодарности бездомных кошек

0
6055
Перед бурей

Перед бурей

Алексей Соколов

Мыльный пузырь царственного превосходства человека над братьями нашими меньшими, имеющими власть предвидеть помимо и вопреки

0
9596
Мой шерстяной эльф: от приютской до домашней

Мой шерстяной эльф: от приютской до домашней

Ирина Осинцова

Лишь собака способна настолько сильно и бескорыстно любить человека

0
9001

Другие новости