0
3045
Газета Стиль жизни Печатная версия

22.07.2019 16:14:00

"Птичка кушает рыбка"

Феноменологические наблюдения с высоты пляжного лежака

Тэги: курорт, пляж, черногория, феноменологические наблюдения


153-8-2_t.jpg
Сеанс массового пляжного чтения. Фото автора

Чем еще заниматься на пляже южного моря, кроме как наблюдением сквозь дремоту за бурлящей вокруг жизнью! На пляже невольно становишься стихийным феноменологом. Не избежал этой участи и я...

* * *

Черногория – страна, в которой нет ни одного ресторана «Макдоналдс». А зачем они нужны попавшим в Черногорию туристам и тем более 600 тысячам черногорцев, когда местная кухня и в варианте фастфуда, и в варианте стационарной кухни (плесковица, чивапчичи (разновидности мяса в свежей булке), шопский салат, чорба телячья, чорба рыбная (вкуснейшие супы), очень приличное местное пиво «Никшечко») заткнет за пояс любой фастфуд: большущие порции, все с пылу с жару... Получается вкусно и бюджетно.

* * *

Маленькая страна, в которой много чего можно посмотреть: и созданного природой, и рукотворного. Из первого. Скадарское озеро – самое большое на Балканах и единственное место в Европе, где обитает редкий вид пернатых – кудрявые пеликаны («Птичка кушает рыбка...» – пояснял мне слегка флегматичный хозяин небольшой прогулочной лодки). Сами местные называют озеро иронично – Скадарское болото. Еще одно гидрологическое чудо – горная река Тара (протекает по самому глубокому каньону Европы – 1300 м), по оценке экспертов ЕС, самая чистая в Европе («Слеза Европы»)...

* * *

Кстати, об экологии. Еще в 1935 году на Всемирной выставке в Париже пляж в Бечичи был признан самым красивым в Европе... 192 км красивейшего побережья, из них 73 км – пляжи. В городке Бечичи пляж – около 2 км. В Ульцине – 12,5 км («Великий плажа»)... 68% вклада в ВВП страны дает туристический сервис. Собственно, черногорцы тем и занимаются, что капитализируют солнце, климат и географию. Но...

Экологическая нагрузка на эти 73 км растет ощутимо. Турист вообще «токсичное» с точки зрения экологии существо. Особенно пляжный турист. Он как будто специально заточен на производство мусора. Причем, по моим наблюдениям, это в основном пластик и окурки. (Впрочем, окурки – это самый распространенный вид мусора на планете: каждый год их выбрасывается примерно 4,5 млрд.) Пластиковые трубочки для коктейля здесь в ходу. А в пляжном баре при заказе «мало точено» (малая кружка разливного пива) милая барменша Таня меня всегда спрашивала: «Пластик, стекло?» (В ЕС пластиковая посуда, трубочки для коктейлей и пластиковые ватные палочки запрещены с мая 2018 года.) По-видимому, реальность пляжного экологического терроризма приобрела вполне измеримый материальный характер – именно на пляжах стали появляться контейнеры для раздельного сбора мусора.

Помогает пока мало. Но тут уж дело в психологии пляжного туриста: подняться с лежака и пройти 20–30 м, чтобы выбросить банку из-под пива или пластиковый стаканчик в соответствующий контейнер, – задача трудновыполнимая. Наткнулся случайно в Будве на будку с надписью «Papira» («Бумага»), но и она была закрыта на ржавый висячий замок.

153-8-1_t.jpg
У продавца книг Деяна хлеб тяжелый
в буквальном смысле, он не жалуется.
Фото автора

* * *

Пляжная музыка. Балканская попса, пожалуй, будет подинамичней и поизобретательней отечественной. Хотя в обоих случаях одна и та же монотонная драм-машина. Тематика, насколько я смог понять со слуха, такая же, как и в России, – истеричные переживания пубертатных миллениалов. Отсюда и рифмы (за грамматику не ручаюсь): «лимузину/кокаину», «или я/или психиатрия»... Черногорцы – народ музыкальный, певучий. Но зачем же так громко:–(( Децибелы, рассчитанные на то, чтобы сделать нас дебилами... Глобализация.

* * *

Табличек с названиями улиц почти нет (кое-где – в Будве), и даже таксисты ориентируются не по названиям, а по приметам: апартаменты рядом с рестораном «Пальма» – и вас доставят куда надо. А надо вам было на улицу Марина Бечич, 401 (в Интернете не без труда нашел-таки карту Бечичи с названиями улиц!).

* * *

Кстати, о таксистах. Если в Москве это самые осведомленные во всех вопросах внутренней и внешней политики люди, то в Черногории эту роль vox populi выполняют официанты. Причем достаточно часто это не местные автохтоны, а сербы. Один из них – Радован. Живет в Белграде. Уже четвертый год приезжает на лето подработать в Черногорию. Сербов среди не только работающих, но и отдыхающих на пляжах Будванской ривьеры действительно много. «Серба очень легко отличить от черногорца, – рассказывает словоохотливый Радован. – Черногорцы суровые, сербы – веселые и более открытые».

Понятно, что все это – вопрос Гауссовой статистики. В другом ресторанчике познакомился с молодым, 21 год, официантом Мирко. Черногорец и русофил.   Рассказывал, как отказался по  окончании школы получать диплом на латинице, потребовал от директора школы, чтобы выдали на кириллице. Мечтает побывать в Рязани и Твери («Исторические города!»). В этом году подал документы в один из московских университетов, был принят. Так что, может быть, встретимся в Москве.

* * *

Смесь холодного европейского курортного лоска с благородным хаосом древней южнославянской цивилизации. Объяснение нашел в одном из гидов-справочников по Черногории: «Одно, казалось бы, административное событие в конце четвертого века, а именно 395-м году, важно повлияло на судьбу этого исторического пространства. Распад Римской империи на две части, Запад и Восток, а также тот факт, что линия разделения проходила по территории сегодняшней Черногории, сделали это местом, на котором соединялись или отделялись две большие европейские цивилизации. … Административное разделение Римской империи, то есть его последствия по-прежнему очень заметны и ощутимы». Так что для черногорцев актуальная история – это полторы тысячи лет! «Черногорцы по определению страдают от избытка истории...» – предупреждает справочник.

* * *

Пляжное чтиво. Даже в московском метро теперь не увидишь такого количества людей, читающих книги. Настоящие книги – из бумаги. Только в читальном зале библиотеки и... на пляжах Будвы. Совсем уж невидаль: вместо негров, навязчиво пытающихся всучить вам бижутерию непонятного происхождения где-нибудь на пляже испанской Коста-дель-Соль, здесь между пляжными лежаками периодически бороздит песок со стопкой книг в руках и с нагруженным книгами рюкзаком местный офеня. Ходячая книжная лавка. Зовут Деян. Пусть в основном в его репертуаре – палп-фикшен. Пляжное чтиво. Кстати, в 1494 году в Черногории, в Ободской типографии был напечатан Октоих. А типография эта стала первой южнословенской с кириллицей и первой государственной в мире.

* * *

Пляжная метафизика. Без нее – никуда. Французский феноменолог Гастон Башляр отмечал: «Созерцание величия вырабатывает настолько специфическую позицию, вызывает настолько необычные состояния души, что греза выводит мечтателя за пределы ближнего мира, к пределам мира, отмеченного знаком бесконечности». Если встать спиной к морю – взгляду разбежаться особо некуда, тут же он взлетает к вершинам красивейших гор, густо поросших темным лесом. Описание горных пейзажей – отдельная тема. Сейчас только замечу одно. Горные ландшафты заставляли трепетать еще человека античности. Горы очень долго считались уродливым явлением в отличие от искусственных ландшафтов.

Восхищение горами, горными пейзажами – это уже признак появления на исторической сцене человека Нового времени с соответствующей системой эстетических ценностей. «Лучше гор могут быть только горы…». Ставшая афоризмом строчка из знаменитой песни Владимира Высоцкого – это вообще новейшая история, такое мог сказать только человек эпохи модерна. Кстати, одна из достопримечательностей столицы Черногории, Подгорицы, – памятник Владимиру Семеновичу. В общем, горы – это визуальный наркотик. Посильнее ТВ. Я по крайней мере так ни разу и не включил телевизор.

* * *

Блэкаут. Замечательный, неутомительный вечер на балконе за стаканчиком охлажденного местного красного вина. Щелчок. Пляжный приморский рай погружается в темноту. Минут тридцать только фары и фонари автомобилей на Ядранском пути (Адриатическое шоссе) – источник света. Тут уж кишками понимаешь: электричество – кровь современной цивилизации. И это не метафора. Щелчок. Все заработало! Вспомнились слова Набокова: «Мы, читатели газет, склонны называть «наукой» ловкость электрика или болтовню психиатра». Наверное, так и есть. Но электрик – профессия будущего! Впрочем, как и психиатр...

* * *

В итоге... Лучше всего закончить словами местного поэта Кучи Божевича (вольный перевод на русский – мой):

На губах – соль Адриатики,

на плечах – загар, как у негра:

результат простой 

пляжной  тактики

у подножия Монтенегро... 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кто на Олимп, а кто на Эверест

Кто на Олимп, а кто на Эверест

Сергей Каратов

Стихотворные миниатюры в жанре караты

0
2250
Новыми чемпионами Европы стали шахматисты Сербии и шахматистки Болгарии

Новыми чемпионами Европы стали шахматисты Сербии и шахматистки Болгарии

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

На 4-м этапе Гранд-чесс-тура победил Фабиано Каруана

0
3609
В черногорской Будве проходят командные чемпионаты Европы

В черногорской Будве проходят командные чемпионаты Европы

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В Сент-Луисе стартовал 4-й этап элитного Гранд-чесс-тура

0
3653

Другие новости