0
4510
Газета Стиль жизни Печатная версия

01.08.2018 14:58:00

Вторая жизнь Сталина

Кто выиграл войну и при ком написаны лучшие песни в мире

Игорь Яркевич

Об авторе: Игорь Геннадиевич Яркевич – писатель, лауреат премии «Нонконформизм-2012».

Тэги: сталин, ссср, история, общество


stain_b.jpg
Вернув вождя, социум прикоснулся
к мечте о нем. Исаак Бродский.
Портрет И.В. Сталина. 1930-е гг.

«Слева Сталин, справа Сталин, снизу Сталин, сверху Сталин, Сталин везде, Сталин в тебе и во мне».

У Сталина было несколько жизней. У Сталина было даже много жизней. У Сталина была возможность пользоваться всеми жизнями советских людей, которые жили при Сталине, и это были его многочисленные жизни. Но основных жизни Сталина – две. Одна была при жизни Сталина, другая началась в эпоху патриотизма.

Русский социум стал называть Сталина самым значимым персонажем российской истории. Для русского социума Сталин теперь важнее всех. Важнее тех, кто слева и кто справа. Важнее всех, кто был в культуре, в спорте и в политике.

Русский социум стесняется своей любви к Сталину. Русский социум вроде как даже немного извиняется, что он считает Сталина важнее всех. Просто сейчас такое время. Просто так надо, чтобы Сталин снова стал важнее всех.

Постсоветский социум знает Сталина совсем мало. Но этого ему достаточно, чтобы считать Сталина лучше всех. Социум знает, что Сталин выиграл войну и при Сталине писали очень хорошие песни. Очень хорошие. При Сталине были написаны самые лучшие песни в мире – про Катюшу, про землянку и про колхоз на горе.

Более подробно Сталин постсоветский социум не интересует. Сталинскую идеологию и сталинскую политику социум не знает и знать их не хочет. Сталин для него – только песни и победа в войне.

Сталина долго не было. После его первой жизни его вторая жизнь началась не сразу. Сталина не было при Хрущеве и весь брежневский застой. Сталина не было при Горбачеве в перестройку. Сталина не было при Ельцине.

Сталин появился снова уже позже. Сталин пролез в маленький зазор между бюрократией и социумом. Бюрократии и социуму нужно было от Сталина совсем разное. Социуму нужны были сталинские песни, бюрократии – имперская идеология. Социум был равнодушен к имперской идеологии, бюрократия – к сталинским песням. Они не стыковались и наезжали друг на друга, но между ними образовался тот самый зазор, куда и пролез Сталин.

В этом зазоре был легкий интерес к пафосной сталинской культуре со стороны интеллектуальной элиты. Интерес к песням Дунаевского. К фильмам Пырьева и Александрова. К книгам Бабаевского и Павленко. К живописи Налбандяна. Советская власть уже ушла, и в начале 90-х интерес к сталинской культуре был почти что постмодернистским проектом. Он шокировал и сохранившуюся советскую интеллигенцию, застрявшую на антисталинизме 60-х, и западников, и постсоветских бюрократов.

Это скоро прошло. Интерес к сталинской культуре растаял. Но в этот зазор успел пролезть Сталин.

Любовь социума к Сталину – это совсем другое. Социум любил Сталина за то, что Сталин его много раз убивал, но все-таки не убил. Сталин – злой гений в сочетании с добрым царем. Сталин понял советский социум лучше, чем, казалось бы, те, кто был значительно умнее Сталина. Но это так только казалось. Они не были умнее Сталина. Они советский социум недооценили или переоценили. А понял Сталин. Сталин понял, где советскому социуму нужна песня, где кино, где война, а где лагерь.

Сталин был эпицентром советской цивилизации. Сталин стал опорным знаком постсоветской цивилизации.

Сталин вернулся. Теперь нужно понять, как вести себя со Сталиным.

Со Сталиным нужно соглашение не по эстетике. Сталину безразлична эстетика. Сталин легко переходил от авангарда к соцреализму.

Со Сталиным нужно соглашение по этике.

Сталина не надо злить и беспокоить по пустякам. Говорить со Сталиным только о самом важном. У Сталина надо учиться – учиться не доверять Западу и не доверять никому. У Сталина надо узнать секрет сталинских чисток – как Сталин определял, кого надо чистить, а кому можно доверять и оставить.

Во второй жизни Сталин сделает все то, что он сделал в своей первой жизни, и доделает все то, что он в первой не успел, а также исправит все, что было сделано неправильно между его первой жизнью и второй...

Сталин снова переселит крымских татар, поволжских немцев и чеченцев. Сталин переселит евреев в Биробиджан, что Сталин в своей первой жизни не успел. Построит железную дорогу в Арктике и каналы в Средней Азии. Наведет ракеты на США и Западную Европу. Вернет Украину в Россию. Вернет Россию в СССР. Вернет СССР славу самой читающей страны мира. Для этого Сталин отключит Интернет и оставит на ТВ один канал. Без телевизора и Интернета станут читать снова, потому что больше ничего не останется, кроме книг.

Сталин вернет раздельное обучение мальчиков и девочек, смертную казнь и советскую лирическую песню как основной формат шоу-бизнеса.

Еще Сталин вернет пятилетки, физкультурные парады и репродукторы на улицах.

Сталин снова взорвал храм Христа Спасителя, но что построить на его месте – Сталин пока опять не знает.

При Сталине русский мир станет таким, каким он был при Сталине. Границы будут закрыты. Валюта запрещена. Церковь Сталин оставит, но сократит до необходимого минимума количество храмов.

Скоро социум поймет, что он зря дал Сталину вторую жизнь, но будет уже поздно. Сталин не уйдет. Сталин возьмется за сельское хозяйство и вернет колхозы, тем более что с фермерами в России ничего не вышло.

Но все равно это будет уже не тот Сталин, что был в своей первой жизни. Он стал мягче. Он все-таки иногда вспоминает, что сейчас XXI век, и идет в ногу с XXI веком. В искусстве теперь можно больше, чем в первой жизни Сталина. Даже в Кремле бывают дискотеки, где танцуют не только вальс, но иногда даже читают рэп. В Большом театре разрешили поставить авангардную оперу про пороки гомосексуализма на Западе и авангардный балет про экзистенциальное одиночество в Китае. Правда, авангардную оперу скоро сняли, но авангардный балет остался в репертуаре. Да и в социальном поле теперь тоже есть отдушины. Раз в неделю два часа можно пользоваться Интернетом. Гомосексуализм в России по-прежнему запрещен, но о гомосексуализме уже можно писать в СМИ. За связь с иностранцами не сажают, хотя и не советуют с ними общаться. Аборты в России запрещены, но для женщин, у которых уже есть ребенок, они разрешены. На аборт требуется разрешение горкома. Колхозники не могут уйти из колхоза, но у них уже есть паспорта. Культ личности Сталина по-прежнему есть, но все уже скромнее. О Сталине не снимают фильмов и не поют песен, и портретов Сталина тоже значительно меньше. Все-таки Сталин извлек необходимые уроки из своей первой жизни. Сталин даже обещал через одну-две пятилетки легализовать проституцию и легкие наркотики.

В науке теперь тоже можно больше, чем в первой жизни Сталина. У Сталина больше нет счетов с генетикой и языкознанием. Сталин по-прежнему относится недоверчиво к западной науке и западной технике, но в России создана экспериментальная лаборатория клонирования, а дома у Сталина даже есть компьютер и мобильный телефон, которыми Сталин не пользуется, но не разрешает их убирать и осторожно их разглядывает и трогает.

Статья «Антисоветская агитация и пропаганда» теперь заменена статьей «Оскорбление чувств и мыслей советских людей». Она практически не применяется, но иногда все-таки применяется. ГУЛАГ значительно сокращен в размерах и количестве заключенных, но без ГУЛАГа нельзя даже почти либеральному Сталину.

Социум разочарован в Сталине. Реанимация советских лирических песен же не может заменить социуму открытые границы и Интернет. Социум совсем не то ожидал от Сталина в его второй жизни. Сталин не покончил с коррупцией, олигархами и социальным расслоением общества. Оказалось, что Сталин может далеко не все.

Но социум не подает виду, что он разочарован. Социум, по крайней мере, вернув Сталина, прикоснулся к мечте о Сталине.

Сталин вдруг исчез. Сталина нигде не могли найти. Сталин куда-то делся. Сталин понял, что социум в нем разочарован, и исчез, чтобы сохранить в социуме миф Сталина.

Поэтому социум забудет свое разочарование во второй жизни Сталина. Социуму снова покажется, что Сталин может все. Социум снова станет мечтать о Сталине. Социум вернет Сталина снова. У Сталина будет и третья, и четвертая жизнь.

У Сталина будет вечное возвращение в Россию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1391
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1789
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
652
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
882

Другие новости