0
6596
Газета Стиль жизни Печатная версия

15.03.2018 00:01:00

Велопробегом по бездорожью

Рериховские пейзажи, муза Гумилева и треснувший багажник

Андрей Юрков

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик, горный турист, горный спасатель.

Тэги: монголия, туризм, путешествие


монголия, туризм, путешествие Муза дальних странствий – это серьезно. Фото Александра Анашкина

Поговорим про Музу дальних странствий? Помните, как там у Гумилева?

Мы с тобою, Муза, 

быстроноги,

Любим ивы вдоль степной 

дороги,

Мерный скрип колес и вдалеке

Белый парус на большой реке.

Этот мир такой святой 

и строгий,

Что нет места в нем пустой

тоске.

Так вот и я говорю, что в мире нет места пустой тоске и задумки о путешествии по Монголии у ребят появились давно. Звезды встали в нужном положении примерно в октябре, за восемь месяцев до начала похода.

– За восемь месяцев? – удивленно переспросите вы. И будете правы, потому что в современном мире, когда начальство наконец-то отпускает, бывает, начинаешь лихорадочно готовиться к отпуску за пять дней до отъезда.

– За восемь месяцев! – ответят вам. Потому что серьезный поход подготовить – это как раз шесть-восемь месяцев и надо.

Муза дальних странствий – это серьезно!

Составить маршрут с двумя-тремя вариантами досрочного схода в случае болезни или непредвиденных обстоятельств. Собрать крепкий коллектив, выносливый физически, устойчивый психологически и готовый к сверхнагрузкам. Тут спецназ может отдохнуть: двадцать дней надо путешествовать в одном маленьком коллективе, да еще каждый день, часто под дождем, проезжать по сто километров, заезжать на перевалы или просто заталкивать на перевалы горные велосипеды, переправляться без мостов через горные реки, чинить выходящие из строя велосипеды, потому что они будут ехать по бездорожью, ямам, рытвинам и грязи, а иногда по снегу и камням.

Да, речь идет о велосипедном походе по Монголии – походе шестой категории трудности.

– Что такое шестая категория трудности?

Отвечу: – Это такое количество препятствий, которое нормальному человеку в голову не придет ну никак! Шестые категории трудности могут быть в альпинизме, в горном, лыжном, водном и велотуризме. Всюду – свои. Всюду – очень трудные.

По нетронутым местам. 	Фото Владимира Захарина
По нетронутым местам. Фото Владимира Захарина

Монгольский Алтай – самая высокогорная часть Монголии, расположенная на северо-западе страны, это самая дикая, труднодоступная и малоизученная часть Центральной Азии. Состоит из нескольких разделенных долинами хребтов, растянувшихся на 1000 километров с юго-востока на северо-запад. Магистральная часть хребта приподнята на 3–4 тыс. метров над уровнем моря и тянется на юго-восток страны от западной границы с Россией до восточных районов Гоби. Исследования этого района начались сравнительно поздно. Первую экспедицию по этим краям совершил российский географ, ботаник, этнограф Григорий Потанин в 1876–1878 годах.

Вопрос: – А зачем была нужна эта экспедиция? Оно понятно, что Муза дальних странствий. А все же?

– Да борьба же была за сферы влияния!

– С кем?

– Да с Великобританией, конечно! Так что Муза, конечно, была рядом, но офицеры генерального штаба тоже были где-то недалеко. Вот и оказалось, что на начало ХХ века на карте Азии было большое белое пятно. Так в Монгольский Алтай была снаряжена экспедиция Сапожникова.

Маршрут наших ребят проходил по местам экспедиций профессора Сапожникова 1905–1909 годов. Ребята бороться за сферы влияния не собирались. Им хотелось приключений и первозданной природы.

Итак, ребята из Русского клуба велопутешествий собрались по Монгольскому Алтаю с 7 по 28 августа. За время похода за 22 дня пройдено 994 километра (из них 50 по асфальту, 50 по хорошим грунтовкам, а все остальное – по плохим грунтовкам, тропам и просто по бездорожью).

Пройдено на велосипедах 15 перевалов, два – высотой более 3 тысяч метров. Поставлено 25 заплат на камеры, заменена одна втулка, четыре колодки тормозов. От перегрузок треснул багажник, который правдами и неправдами чинили все три недели. А еще приходилось периодически чистить цепи и звездочки от грязи.

Пройден поход по Монгольскому Алтаю. По нетронутым местам. Где не ездят машины, где лошадь – нормальное и основное средство передвижения, где овцы – это просто часть жизни, где женщины и девочки доят кобылиц и верблюдиц, где искренне рады каждому гостю. Потому что степь, и следующее стойбище километров через тридцать, а может быть, и пятьдесят. А дорог между стойбищами нет. Как же тут не обрадоваться гостю! Тем более группе гостей, да еще на велосипедах, да еще из далекой-далекой России!

А то, что непонятно, на каком языке говорить, так это не беда! Это вовсе не препятствует общению! Жесты помогают, а чай, которым обязательно встречают любого гостя, способствует общению и взаимопониманию.

И в итоге пройден поход пятой категории трудности. До шестой немного недотянули. Почему? Двадцати двух дней не хватило!

Как мне рассказывал руководитель, вроде бы все предусмотрели. Были готовы к преодолению сложных перевалов, были готовы к тому, чтобы зашивать прохудившиеся покрышки. А к тому, что исчезла дорога по ущелью, готовы не оказались.

К маршруту готовились во многом по картам 1950-х годов. На интернет-картах вроде бы что-то было видно. Итак, на очередной перевал затащили они свои велосипеды, начали спускаться. Должна бы появиться дорога. А дороги нет.

2 километра нет дороги, 5, 10… И вообще нет дороги! И даже тропы нет! Что случилось?

Да просто цивилизация отступила, исчезли поселки. Вот и нет дороги. А что такое тащить груженый горный велосипед по заросшему кустарником и лесом среднегорью? Тут скорость передвижения – хорошо если 5 километров в день!

Из любого безнадежного положения есть выход. И ребята сократили и переделали маршрут. И через 20 километров бездорожья вышли все же на какую-то дорогу, хоть и не ту, что была нужна. И двадцати двух дней стало не хватать. Но на работу все же надо! Так вот и получилась не шестая категория, а пятая. Что тоже ничего себе!

Зачем это надо?

Вспоминаем певца Музы дальних странствий Гумилева, страстного путешественника и любителя приключений:

Ах, в одном божественном 

движенье,

Косным, нам дано 

преображенье!

И объяснять дальше, зачем 

это надо – бессмысленно!

Можно лишь добавить про рериховские пейзажи каждый вечер и каждое утро. Можно добавить про безмолвие. И состояние транса в этом безмолвии на перевалах и в долинах рек. Это состояние единения с жизнью, которая тут не менялась сто, а может быть, и тысячу лет. Но достаются такие пейзажи воочию только тем, кто готов отрешиться от цивилизации и вслед за Музой дальних странствий преодолевать перевалы и бездорожье. Впрочем, есть мнение, что рериховские пейзажи хороши и в музеях. Тут дело вкуса.

Конечно, такие путешествия – удел немногих. Такому надо посвящать если не жизнь, то хотя бы часть жизни.

Но ведь есть и несложные велопутешествия, где тоже можно увидать много интересного и нового. А ночные звезды намного больше, чем в городах. И сколько всего можно интересного увидеть, проезжая в день по 80–100 километров. А жизнь станет совсем другой. Ну хотя бы отчасти! И Муза дальних странствий будет хотя бы временами рядом.

У велотуристов так жизнь и идет. Главное, велопоходы. Два, а то и четыре за год. Несложные походы по Европе и Центральной России, сложные – по горам бывшего СССР, Азии и Америки. А между походами – все остальное: карьера, бизнес, семья и прочие будни. От которых будет временами отрывать Муза дальних странствий.

Кстати, за поход пятой категории трудности ребята из Русского клуба велопутешествий получили второе место на чемпионате России.   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О дорогах, которые нас выбирают

О дорогах, которые нас выбирают

Юрий Гуллер

Лето на горизонте – самое время помечтать о путешествиях

0
868
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1181
Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Виктория Панфилова

Грузия сближается со странами Центральной Азии

0
4811
Региональная политика 8-11 апреля в зеркале Telegram

Региональная политика 8-11 апреля в зеркале Telegram

0
2452

Другие новости