0
6246
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.12.2017 00:01:00

Что такое современное рабство и как с ним бороться

Тэги: великобритания, безопасный дом, рабство, торговля, преступность, нелегальная иммиграция


великобритания, безопасный дом, рабство, торговля, преступность, нелегальная иммиграция Не иначе, нелегальные иммигранты прознали про принятый «антирабский закон», раз так уверенно митингуют возле Букингемского дворца. Фото автора

Скоростной поезд примчал меня в один из портовых городов Великобритании. Иду по пустынной улице, где за деревьями скрываются красивые особняки. Если не знать адрес, никто никогда не догадается, что за одним из них скрывается так называемый дом безопасности. Или, говоря проще, госучреждение, в котором свой приют могут найти жертвы торговли людьми и насилия.

В Британии действует целая система таких домов – они расположены в разных частях страны и принимают, как правило, по несколько десятков постояльцев. Есть семейные дома, есть дома только для мужчин. Посещенный мной оказался семейным – живут в нем одинокие женщины с детьми.

«Однажды довелось иметь дело с весьма странной парой – вроде бы мужем и женой, однако у нас сложилось впечатление, что она боялась своего мужа, хоть он и имел право ее посещать, – рассказывает представитель руководства безопасного дома Дебби Брэнстон. – Очень скоро она пропала, и мы никогда больше ее не видели, что дает нам основания полагать, что за этим стоял муж».

Впрочем, этот случай скорее исключение из правил – власти в целом гарантируют постояльцам такого дома полную безопасность. Попадают туда преимущественно жертвы торговли людьми, насилия или вовлеченные в занятия проституцией. Власти гарантируют конфиденциальность, защиту и небольшое финансовое пособие, но при одном условии – пережившая насилие должна прожить там не менее 45 дней.

Приходить и выходить из такого дома можно свободно, но возвращаться надо не позднее 23 часов. «Иногда мы выпускаем наших постояльцев на выходные, – рассказывает Дебби Брэнстон. – Некоторые хотят, например, посетить Лондон или пообщаться с друзьями».

Основной контингент домов безопасности – это девушки из самых бедных восточноевропейских, азиатских или африканских стран. Некоторые даже не говорят по-английски. В момент визита корреспондента «НГ» там проживали в основном жительницы Албании, насильственно вовлеченные в занятия проституцией. Говорить с журналистами они отказались наотрез – албанцы вообще не любят откровенничать с незнакомцами, а уж изливать и без того непростую судьбу в СМИ не хочется совсем, пояснила Дебби Брэнстон.

В целом процедура попадания в рабство достаточно простая, рассказывает она. Чаще всего жертва сама платит дальнобойщикам, чтобы они вывезли ее в Великобританию, в надежде найти тут высокооплачиваемую работу. По подсчетам полиции, стоимость такого трансфера колеблется в районе 2 тыс. евро, которую будущая жертва кое-как набирает. А дальше разыгрывается спектакль – после переезда границы дальнобойщик говорит, что возникли проблемы, мол, была облава, и у девушки есть выбор: либо сдаться полиции, либо платить ему еще 3 тыс. евро.

Таких денег у сбежавшей от нищеты нелегальной мигрантки, понятно, нет. А в качестве работы, если речь идет о молодых девушках, предлагается занятие проституцией. В итоге это и становится современным рабством – ведь 3 тыс. долга из-за процентов скоро превращаются в 5, а потом в 10. В итоге девушки работают фактически за еду, что называется, на износ – а счет клиентов идет на сотни человек. «Некоторые девушки, которые попадают к нам, с раннего детства работают проститутками. То есть нам в итоге приходится заново их обучать, ведь другой модели поведения они не знают», – сокрушается представитель безопасного дома Дебби Брэнстон.

Для мужчин речь чаще всего идет о тяжелом физическом труде, а, скажем, для жительниц Средней Азии – о принудительной работе в салонах маникюра и педикюра. Как рассказал «НГ» верховный комиссар Великобритании по борьбе с рабством Кевин Хайлэнд, жительницы Лондона, которые являются клиентками таких салонов, даже и не догадываются, что пользуются услугами современных рабов. Маникюрщицы могут и жить в салонах, работая за минимальные деньги или же вообще за еду – просто потому, что в их странах работы нет и обратиться за помощью им некуда.

По словам представителя отдела полиции Великобритании по борьбе с рабством в графствах Кент и Эссекс Кристины Гаврилович, самым большим вызовом для полиции является добиться сотрудничества от жертвы торговли людьми. «Чаще всего они очень запуганы, а полиции боятся и не верят ей в принципе, поскольку в их странах она коррумпирована». В итоге ситуации помогают доверительные беседы, обещание помочь, а также штат переводчиков. Для полиции общение с жертвами позволяет выходить на крупных дельцов – организаторов преступной сети торговли людьми по всей Европе, поэтому из показаний по ниточке собирается полная картина.

А вот для жертв ситуация иная, ведь все они являются нелегальными иммигрантами и в любом случае подлежат депортации. О том, удается ли кому-то остаться в Англии, Кристина Гаврилович сообщить затруднилась, подчеркнув, что у жертв есть права написать соответствующее заявление в миграционную службу или отстаивать свое желание через суд. Правительство же в таких случаях гарантирует жертве 45 дней реабилитации, и иногда оказывается содействие в поиске работы на родине – в частности, соответствующий опыт есть во Вьетнаме.

Иногда жертва торговли людьми по возвращении домой вновь попадает в руки преступников и становится объектом торговли. «Увы, мы не знаем судьбы обитателей нашего дома после того, как они нас покидают. Мы горячо прощаемся с ними, но позвонить год спустя и узнать, как дела, я не могу – это запрещено профессиональной этикой», – говорит Дебби Брэнстон.

Интересно, что в Британии под понятие «современные рабы» скорее всего попали бы представители Средней Азии, которые в России повсеместно работают дворниками за минимальную зарплату с нарушением Трудового кодекса. Однако в случае, если на некондиционные условия жалуются сотрудники официальной компании, то ситуация вообще упрощается. Как рассказал «НГ» руководитель отдела полиции по противодействию рабским условиям труда Дэррил Диксон, в таких случаях моментально подключается его ведомство. «У нас широкие полномочия, вплоть до прослушки и слежки. И если информация подтверждается, мы возбуждаем уголовное дело и отзываем лицензию у такой компании».

Тем не менее сосредоточение в Великобритании мировых капиталов неизбежно влечет в страну мигрантов и привлекает преступников, стремящихся на этом заработать. По словам Кевина Хайлэнда, в использовании рабской трудовой силы были замечены даже представители иностранных дипмиссий, причем дипломатам в таких случаях удалось избежать наказания из-за иммунитета. Рабы, в частности, выполняли в посольстве роль прислуги и хозяйственного персонала. Учитывая, что посольство является закрытой территорией с ограниченным проходом, такое вполне объяснимо.

В качестве рабской рабочей силы чаще всего используют граждан Албании, Вьетнама, Индонезии, Литвы, Нигерии, Польши, Словакии и Филиппин. В некрасивые истории с использованием такой силы были вовлечены посольства некоторых африканских, а также ближневосточных государств.

Работа по борьбе с рабством усилилась после принятия в Британии «антирабского» закона, инициируемого премьером Терезой Мэй. Последняя столкнулась с масштабом проблемы не понаслышке, будучи шесть лет министром внутренних дел Великобритании. Сейчас к процессу подключилось даже Министерство иностранных дел Соединенного Королевства, где активно призывают страны ООН присоединяться к документу, расширяющему сотрудничество по противодействию рабству и торговли людьми. В числе его подписантов около 100 стран.

В Университете Ноттингема, где подробно изучают современное рабство и способы борьбы с ним, объяснили, что сейчас в мире насчитывается почти 50 млн современных рабов. Представитель исследовательской группы Эролинда Вард подчеркивает, что многие вообще не в курсе, что такая проблема существует, а она стала бичом как развитых, так и развивающихся стран. По словам ее коллеги Джессики Вардлоу, сейчас развивается проект по использованию космических технологий для борьбы с рабством. В частности, специальный сайт «Рабство из Космоса» занимается анализом спутниковых карт, на которых выявляют возможные сосредоточения современных рабов. Чаще всего, поясняет Вардлоу, таковыми становятся кирпичные заводы и лесоповалы, особенно в неразвитых странах, например, в Бангладеш или Индонезии. Волонтеры и эксперты с помощью снимков из космоса определяют расположения таких заводов, а затем, используя показания жертв человеческого траффикинга, а также GPS-сервисов, сопоставляют полученные данные, чтобы составить карту современного рабства.

Однако тот объем работы, который проделывается сейчас, это капля в море, сокрушается в беседе с «НГ» правозащитная активистка из Великобритании Джули Бинделл. «К сожалению, число жертв торговли людьми год от года лишь растет, и пока преодолеть эту тенденцию не удается».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
984
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1164
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1608
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1315

Другие новости