Стивен Сигал практикует жесткое айкидо, наполненное физической силой. Кадр из фильма «Король клетки». 2004
(Продолжение. Начало читайте в «НГ» от 23.11.17)
Завязывать с боевыми искусствами не хотелось. Но после несданного экзамена по ушу надо было что-то менять. Одна дама, временами консультирующая спецподразделения и неформально знающая айкидо и айкибудо, мне посоветовала:
– А ты сходи в разные залы. В Москве ведь много различных направлений боевых искусств. Что-то понравится больше, что-то – меньше. Вот и выберешь.
А выбор действительно оказался большим! Самбо и боевое самбо, бокс и кикбокс, разные виды рукопашного боя, айкидо и айкибудо, карате. Одних стилей карате штук 15, не считая разновидностей.
Вначале подумалось про айкидо.
Что мы знаем про айкидо? Мне казалось, что это древнее боевое искусство. Самураи дерутся на мечах и швыряют противника разными хитрыми способами.
Оказалось, не такое оно древнее. Создал школу и учение айкидо Уэсиба в 1920 году на базе дайто-рю айкидзюцу (вот это действительно древнее учение). Ну да ладно! Главное здесь – агрессия противника подавляется его же агрессией. Броски, уходы от противника, использование силы противника.
Насторожило то, что в Интернете довольно много дискуссий на тему: а боевое ли искусство айкидо? А я через это уже прошел, под влиянием рекламы отходив полтора года на тайцзицюань, тоже якобы крутое боевое искусство. Вроде бы доказывается, что айкидо – боевое. Однако раз есть дискуссия…
Кого мы еще знаем в айкидо? Стивена Сигала, конечно! Однако Сигал попал на айкидо, уже будучи каратистом. Если почитать, вроде как получается, что у Сигала айкидо более жесткое, наполненное физической силой. За что в Японии он не раз подвергался критике.
Итак, зал айкидо. Или, точнее, додзе айкидо.
Для французских полицейских создали боевое искусство айкибудо, гуманное к преступникам. Фото Reuters |
Человек 20. Кимоно и широкие черные штаны. Вернее, то ли юбка, то ли штаны. Бросают друг друга. Правда, заметно сразу, что хрупким девушкам бросать даже среднего сложения мужиков не под силу.
Зато руководитель хороший. Взгляд осмысленный. Явно из интеллектуалов. Как выяснилось, в МГУ физику преподает. Он доцент, а преподавание айкидо – хобби.
С одной стороны, мне занятие понравилось. Звучат какие-то японские команды. Один другого бросает и ставит руку на удержание. Вспомнилось, что один мой коллега по занятиям ушу походил полгода на айкидо, а потом еще полгода лечил вывернутую на тренировке руку.
С другой стороны, как-то слишком академично. Мне, пришедшему к ним из ушу, показалось, что вот так просто отдать в захват руку, чтобы за эту руку меня швырнули, – я не отдам.
Интересно! Но надо побывать и в других школах. Следующим был зал айкибудо.
Оказалось, что айкибудо – это тоже современное боевое искусство! Может быть, еще более молодое, чем айкидо. Да еще и созданное во Франции!
Я-то думал, что самураи передавали из поколения в поколение секреты боевых искусств и рукопашного боя. А вовсе нет! Все и так, и не так!
А вот как.
Француз Алан Флоке, сам из дзюдоистов, основатель айкибудо, много лет учился в Японии и поддерживал контакты с ведущими японскими мастерами единоборств. Основываясь на средневековой технике дайто-рю и дополнив ее элементами уходящего корнями к началу первого тысячелетия айкидзюцу, мастер Алан Флоке (в будущем – седьмой дан айкибудо) с одобрения своего японского учителя дзюдо в 1980 году объявил о создании новой школы, которой дал имя «айкибудо».
То есть это типичный синтез нескольких боевых искусств! Да еще произведенный вовсе не в Японии, а во Франции.
Кто бы мог подумать, что во Франции этот синтез станет столь популярным! Более того, система айкибудо стала базовой системой подготовки для французских полицейских – жандармов.
То есть айкибудо – это полицейский рукопашный бой, во многом на японских традициях.
У нас в милиции, а теперь в полиции базовая система для подготовки – самбо. В десанте базовая система – система Кадочникова. А во Франции базовой системой стало айкибудо – чтобы они могли задерживать преступников и хулиганов, не сильно их калеча.
Ведь действительно полицейские всех стран должны уметь противостоять преступникам и хулиганам в рукопашном бою. При этом надо, чтобы противник остался еще и относительно неповрежденным. Это и есть полицейский рукопашный бой.
Бокс не подойдет – хулигана и повредить можно. И даже травмировать. Карате – тоже слишком жестко. Бедный преступник после удара ногой «маваши» или рукой в челюсть «цуки» может быть поврежден. А он тоже человек и имеет право на заботу. Тем более что он, может быть, еще и не преступник. Вот французская жандармерия и позаботилась!
Айкибудо с бросками, уходами с линии атаки незадачливого хулигана показалось самой лучшей системой. Болевые заломы и захваты айкибудо – тоже весьма полезная вещь при силовых задержаниях. Карманнику кисть на излом поставить. Или в пограничных ситуациях, когда попавшегося подозреваемого преступника надо лишить подвижности.
Айкибудо во Франции изучают и жандармы, и спецподразделения жандармов, и армейский спецназ. И, между прочим, ныне действующий мастер Поль-Патрик Арман (шестой дан айкибудо) – эксперт по подготовке полицейских и обеспечению общественной безопасности, ветеран полиции, иногда приезжает в Россию и проводит семинары.
Что я увидел в зале айкибудо?
Да, тут поконкретнее. Бросают и хрупкие девушки. Кимоно и штаны – такие же, как и в зале айкидо. А еще – мечи и копья!
Называется это «синто-рю» (впрочем, в айкидо занятия с мечами и копьями тоже есть).
Синто-рю – это действительно одна из старейших боевых традиций Японии. Школа была основана примерно в 1530 году.
Мастер Бокудэн – Священный Меч – был мастером фехтования. Сама система синто-рю оттачивалась во времена феодальных войн на опыте сражений того времени. Система во многом была нацелена на поиск слабых мест в защите противника.
Современные японские романы о феодальных войнах в Японии описывают драматические периоды борьбы за власть между отдельными князьями и объединением княжеств. Это было время мечей и копий, время самураев и вольных разбойников, время постоянных войн.
Да, история Японии богата на события. И литературная традиция Японии весьма глубока. Писатели нашего времени черпают вдохновение в историях и романах Средних веков о стойкости японского духа, кодексе самураев, о тайных службах Средневековья.
Недавно в Японии, в городе Касима, поставили памятник мастеру Бокудэну – Священный Меч.
О да, все эти истории крайне интересны любителям боевых искусств современности. Вот и сейчас в Москве взрослые люди, работающие на солидных должностях, вечерами после напряженного трудового дня оттачивают искусство владения мечом и копьем.
Или оставляют своих студентов, надевают кимоно, широкие штаны и самозабвенно бросают друг друга, используя агрессию и силу нападающего! В сущности, в современной офисной жизни такое тоже случается.
Интересно! Однако хотелось понять: а что у нас?
А то на приглашениях в клубы пишут то просто «Рукопашный бой», то «Русский рукопашный бой», то «Русский стиль рукопашного боя».
А вот что это?
И я пошел дальше.
Окончание следует.