0
4157
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.11.2017 00:01:00

Селфи ног на стеклянном полу

Юлия Егорова

Об авторе: Юлия Романовна Егорова – филолог, экскурсовод.

Тэги: останкинская башня, история, телевидение, селфи


останкинская башня, история, телевидение, селфи Главной фишкой смотровой площадки остается секция стеклянных полов: на ней отползало и отпрыгало полстраны. Фото PhotoXPress.ru

У каждого человека есть несколько домов. Понятно, что семья – это первый дом, второй иногда школа, но чаще институт, третий – первое или самое долгое место работы. Где все свои, куда можно забежать, спросить о делах, удивиться изменениям, обнять тех, кто остался в доме. Ты можешь уйти из дома. Но он всегда будет тебе рад – такой спасительный огонек среди жизненных туманов и бурь. Мне повезло. Один из моих домов находится на высоте 337 метров.

После выпуска я превратилась в нервную истеричку – будущее туманно, из триста посланных в день резюме отвечают на одно и отказом. Меня не взяли даже варить кофе – зачем тогда нужен диплом филфака, да еще и с отличием? Однажды роясь на Headhunter, с болью выдохнула: вакансия мечты – экскурсовод на Останкинскую башню! Забраться на самое высокое сооружение Европы и оттуда работать – казалось желанием почти несбыточным. Дальше почти как в кино: звонок, я в метро, ничего не слышно, Останкино, приходите на собеседование. Не иначе как фортуна – на вакансию приходили сотни резюме, за мое зацепилась взглядом администратор: у нас совпали даты рождения, и только поэтому резюме было прочитано и мне перезвонили. На следующий день я уже проходила «кастинг» на высоте, а еще через день меня взяли в штат.

Работа на башне приводила в восторг. Скоростные лифты, стеклянный пол, вид на всю Москву, счастливые лица посетителей. Коллектив стал настоящей семьей. Но самое главное – потрясала сама башня. 

Если вы идете по улице, где откуда-нибудь видна Останкинская башня, у вас просто нет шансов не смотреть на нее. Стремящаяся в небо ракетой, мощная и стройная, пронзающая облака – это не просто символ Москвы, а вершина инженерной мысли, настоящий гимн поколения оттепели, выполненный в железобетоне.

Этот материал до Останкина в высотных сооружениях не использовался. Бетон плохо работает на сжатие, а это значит, что при постоянных сложных погодных условиях в нем могут возникать повреждения и трещины. В 1958 году на Всесоюзном конкурсе по созданию новой телевизионной башни в качестве вариантов были представлены сплошь металлические конструкции, подобные знаменитой башне Шухова. Тогда при обсуждении выступил известнейший инженер в области строительства, «влюбленный в железобетон» Николай Васильевич Никитин. Он предложил революционную идею о создании телевизионной башни подобных размеров из предварительно напряженного бетона – внутри ствола гигантской конструкции нужно натянуть прочные стальные тросы. (Сейчас их в башне 149 – они равномерно сжимают ствол башни по вертикали и препятствуют возникновению опасных трещин). Так, с рискованного предложения, началась новая веха в истории строительства высотных башен, а Никитин из председателя жюри конкурса сделался создателем самого высокого сооружения в Европе.

Есть байка, что Никитин придумал проект башни за одну ночь, но на деле все еще удивительнее. Он сдал предварительный проект с уже готовыми расчетами и формулами в трехдневный срок – раньше установленного дедлайна. 

С точки зрения инженерии Останкинская башня потрясает. При высоте в 540 метров фундамент у нее практически отсутствует. Что там эти 4,6 метра глубины при полукилометровой высоте! Экскурсанты после этих слов готовы бежать из башни вон, но гениальный Никитин все рассчитал верно: фундамент башне не нужен. Во-первых, «держит» башню ее собственный вес в 55 тыс. тонн, основная масса которого сконцентрирована внизу. Во-вторых, потому что железобетонная красавица стоит на твердых породах, доставшихся в наследство от ледника многовековой давности, он – как знал! – спрессовал почву в нечто монолитное.

«Утром с таблицами предварительных расчетов прибыл Николай Васильевич в Моспроект и заглянул в мастерскую № 7. Здесь работал архитектор Л.И. Баталов, который нравился Николаю Васильевичу своей приверженностью к остросовременным формам, смелостью и быстротой мысли.

– Можно ли из этой бетонной трубы сделать архитектуру? – весело спросил Никитин и развернул на столе вычерченную за ночь башню.  Архитектор в раздумье разбирал чертеж. Ни слова не говоря, он стал переносить контуры башни на чистый лист ватмана, на ходу облагораживая ее облик» (И. Сорокин «Покорение высоты»). Так что силуэтом башни мы обязаны Леониду Ильичу Баталову – это его архитектурное решение. 

А вот Борис Давидович Тринкер создал сверхпрочный бетон, получив за его уникальный состав Государственную премию СССР. Для того чтобы бетон в различных частях ствола не отличался по составу, воду, цемент, щебень и песок в течение всего строительства доставляли из одних и тех же мест. А рядом со строящейся башней для бесперебойной подачи компонентов построили небольшой бетонный завод.

Так творили люди того времени – дерзкие, любопытные и ученые. Вечно скромничающий Тринкер, бывший детдомовец Баталов и Никитин, с его неизменной сигаретой в руке. Они словно олицетворяли то время, время неожиданной свободы, наступившей после гнетущего страха, время новых открытий. 5 ноября 1967 года Останкинская телевизионная, созданная выдающимися проектировщиками и возведенная тысячами рабочих рук, была сдана в эксплуатацию, получив название «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция имени 50-летия Октября».

Основная ее функция – передача теле- и радиосигнала. Башня – это всего лишь большая антенна. Однако многие посетители бегут в нее вслед за Волком из «Ну, погоди!» – мечтают увидеть Урганта и Малахова и иногда расстраиваются – как, в телебашне не снимают ни одной передачи! В таких случаях жаждущих встречи с телегероями посылают. Недалеко, через дорогу, в здание телецентра.

Но и сама телебашня буквально атакуется посетителями. На высоте 337 метров расположена самая высокая смотровая площадка Москвы. Днем можно рассмотреть всю столицу, а вечером утонуть в мерцающих огнях подсветки и пробок. В любое время дня и ночи главной фишкой смотровой остается секция стеклянных полов: на ней отползало и отпрыгало полстраны. Самое популярное – селфи ног на стеклянном полу: внизу крошечные точечки людей, букашки авто… Стекло выдерживает вес до 3 тонн. Школьники постоянно устраивают ему испытания коллективным подпрыгиванием.

А внизу, под смотровой, вращаются полы трех залов ресторанного комплекса «Седьмое небо» – бистро, кафе и ресторана. Можно и поесть, и покрутиться, наслаждаясь лучшим видом на ВДНХ, считая сталинские высотки и различая кремлевские башни в мешанине застройки. Иногда виду мешает низкая облачность: облака затмевают вид на город и окошки будто закрыты серой занавеской. Самая лучшая видимость – в пасмурную и ветреную погоду, когда облака высоко, но солнце не бликует на крышах. А самое необычное происходит в конце зимы. Тогда теплый воздух сталкивается с холодным и облака, похожие на сладкую вату, лежат чуть ниже смотровой. Выше – яркое голубое небо и солнце, а город, как будто сказочно поднявшийся ввысь, проступает острыми шпилями сквозь облака.

Башня была и будет домом. Кажется, ее бетонные стены впитали всю силу духа, с которой ее воодушевленно строили, героически восстанавливали после пожара в 2000 году. Работа на башне была настоящим приключением, часто преодолением себя и нахождением нестандартных решений в самых сложных ситуациях. Казалось, что девиз башни – «возможно все!» И мы действительно могли все, что касалось развлекательной сферы. Поднять Олимпийский огонь на башню – легко! Превратить башню в радиорубку ко Дню Радио, провести фестиваль быстрых свиданий или запустить на медиафасаде башни обратный отсчет до Нового года – наша команда креативщиков воплощала даже самые дикие идеи.  А журналисты, которых я встречала, став пиарщиком, если вначале и были настроены скептически, уходили с восторженным репортажем, вдохновленные этим гениальным сооружением.

Никитин утверждал, что башня простоит минимум 300 лет. Сейчас ей исполняется 50. Полвека Останкинская башня вещает на всю Москву, радушно принимает туристов и выглядит совсем не на полтинник. Изящная и сильная одновременно, она как будто специально подгадала с днем рождения в ноябре, чтобы праздновать его в окружении праздничного конфетти первых снежинок. И, глядя на нее в яркой вечерней подсветке, кажется, что Останкинская башня вместе с телевидением транслирует любовь.   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
827
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
607
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
300
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
399

Другие новости