Сейчас на крыше собора размещено три пчелиных улья. Фото автора
Посещение месторасположения пчелиных ульев в соборе Парижской Богоматери во французской столице уже стало чуть ли не обязательным туристским ритуалом. Понятно, что этот объект был включен и в программу поездки во Францию российских журналистов, пишущих на экологические темы. Этот пресс-тур был организован французским посольством в Москве. По поводу пчел самого главного католического храма города на Сене уже опубликовано немало статей. У собора имеется свой сайт, и он подробно освещает эту тему. И все же, городское пчеловодство привлекло мое внимание как признак оздоровления экологической среды в мегаполисах.
Дело в том, что Париж так же страдает от автомобильных выхлопов, как и любой другой крупный город нашей планеты. В черте города имеются и промышленные предприятия, в том числе заводы по сжиганию мусора, хотя применяемое оборудование и призвано улавливать все вредные выбросы. В этом плане развитие городского пчеловодства, на мой взгляд, сродни вызову проблемам большого города, связанным со всем, что мы считаем урбанизацией. Ведь городов становится все больше, и они расползаются по планете, захватывая все больше площадей, превращая луга и леса в бетонные джунгли.
Поэтому выбор одного из символов французской столицы, кафедрального собора архиепархии Парижа, расположенного в восточной части острова Сите, в качестве места размещения пасеки имеет большое символическое значение.
Поместить пчел на крыше ризницы, вокруг которой расположен живописный сад, разбитый у стен храма в 1844 году и названный в честь папы Иоанна XXIII, было несложно. Это выяснилось из беседы с господином Николя Жеаном, известным городским пчеловодом и его помощниками, сопровождавшими нас по ветхой лестнице (собор нуждается в реставрации) на крышу ризницы. Подобно другим значимым объектам религиозного наследия Франции, собор находится в государственной собственности. Католическая церковь имеет право вечного безвозмездного пользования им с 1905 года. Содержание собора субсидируется государством, хотя закон о разделении Церкви и государства утверждает, что «расходы на поддержание памятников не являются субсидиями». Функционирование собора, несмотря на значительные сборы от туризма, поддерживается государством.
Городское пчеловодство в последние десятилетия неуклонно набирает популярность по всему миру. Одной из столиц, задающих тон в этом направлении, давно стал Париж. На сегодняшний день на крышах крупнейшего города Франции уже установлено 400 ульев. Фирма господина Жеана обслуживает примерно 200 ульев.
Теперь не только сам собор
Парижской Богоматери стал визитной карточкой города, но и пчелы, обитающие в нем. Фото автора |
Первое жилище для пчелиной семьи в соборе Парижской богоматери появилось три года тому назад. За это время в ульях, а их пока три, сменилось несколько поколений пчел. От рождения пчелы до начала ее трудовой деятельности проходит 21 день, а потом она до месяца трудится на благо своего пчелиного сообщества. Это, кстати, привлекало первых христиан, считавших, что в этом плане они и напоминают самих христиан. Для собора была выбрана порода пчел бакфаст. Надо сказать, что создание этой породы пчел стало результатом семидесятилетнего селекционного труда британских монахов. Кстати, в Европе разводили пчел именно монахи по той причине, что им нужен был воск для свечей.
История этой породы интересна. В 1915 году семнадцатилетний брат Адам начинает работать на монастырской пасеке аббатства Бакфаст в Англии. В это время английские темные пчелы сильно страдали от поражения трахейным клещом. Для восстановления пасеки аббатство закупало семьи итальянской породы. Зимой 1919 года выжили только помеси «итальянок» с местными. На основе этих семей молодой пчеловод начал селекционные работы. Задача по закреплению устойчивости к трахейному клещу была решена к 1927 году. Таким образом появились первые пчелы бакфаст.
Собственно, превосходные качества бакфастской породы были «придуманы» братом Адамом еще в начале селекционной работы. Он сформулировал основные требования к будущим пчелам. Во-первых, это эффективное воспроизводство потомства. Во-вторых, высокая медопродуктивность семей. И, конечно, устойчивость к болезням и неройливость.
И действительно, пчеловоды с удовлетворением отмечают повышенную производительность пчел в городских условиях, ставя это в заслугу особому микроклимату мегаполиса и отсутствию там пестицидов и удобрений, которые приносят вред пчелам в сельской местности. Как объяснил мне пчеловод Николя Жеан, пчелы гораздо лучше выживают в больших городах, чем в сельской местности. Тому есть две причины. Первая – биологическое разнообразие. В сельскохозяйственных районах растет по 20–30 га занято пшеницей и другими злаками. «И все! Ни цветов, ни зеленых насаждений. Пчелы буквально умирают от голода», – говорит Николя.
В городе разнообразие флоры гораздо больше. Одна пчела облетает 700 цветов в день в радиусе трех километров от улья. Городские пчелы собирают мед в основном с домашних растений, украшающих балконы парижан. В городских садах, парках и скверах тоже много цветников: особенно много их стало в Париже после эпохи Второй империи Наполеона III, при котором было создано 80% всех парижских зеленых зон.
Вторая причина повышенной живучести городских пчел – как ни странно, благоприятная урбанистическая окружающая среда. Принято считать, что чем чище воздух, тем лучше живется пчелам. «Пчелы – существа прихотливые. Часто говорят об автомобильных выхлопах, – замечает Николя. – Но это ничто по сравнению с инсектицидами, фунгицидами и пестицидами в сельском хозяйстве».
Немало для выживания пчел значат и высокие по сравнению с сельской местностью среднегодовые температуры. Период непрерывного цветения в Париже продолжается с ранней весны до глубокой осени, и пчелы могут собирать мед на протяжении почти всего года. Соборные пчелы создают в основном липовый мед, поскольку именно эти деревья окружают собор.
В этом году, утверждают помощницы главного городского пчеловода Парижа, каждый соборный улей принесет по 26 кг меда. Сотрудники фирмы Николя Жеана обслуживают не только соборные ульи, но и другие, расположенные в черте города. В принципе любой желающий горожанин может установить улей у себя на крыше дома или на балконе, согласовав этот шаг с соседями. Обслуживание такого улья обходится, по расценкам фирмы Жеана, в 3000 евро в год. Другими словами, фирма все берет на себя, а владельцу остается только наслаждаться жужжанием пчел и вкусом собранного ими меда.
Для меня эта возможность тоже стала своего рода новой визитной карточкой современного Парижа.
Париж–Москва