0
3912
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.12.2016 00:01:00

Жить как все, а умереть праведником

Владимир Скосырев

Об авторе: Владимир Александрович Скосырев – обозреватель «НГ».

Тэги: индия, варанаси, монахи, йога, свами шивананда


индия, варанаси, монахи, йога, свами шивананда Сотни людей стекаются на церемонию «Арти Ганга». Фото Денниса Джарвиса

Рис, чечевичная похлебка, вареные овощи, иногда стручок зеленого перца, сеанс йоги длительностью до четырех часов и никакого секса. Таков секрет долголетия Свами Шивананды. В свои 120 лет он удивительно подвижен, стоит на голове по крайней мере раз в день. Если кто сомневается в том, что он живет уже в трех столетиях, может ознакомиться с паспортными данными.

Шивананда спит на матраце на полу, подушкой служит деревянная доска. «Я не пью молока, не ем фруктов, это все излишества. В детстве мне приходилось засыпать голодным», – говорит он. Старец потерял обоих родителей, когда ему не исполнилось и шести. Родственники отдали его странствующему гуру. Он обошел с наставником многие индийские города.

Став, как и гуру, монахом, Шивананда повторяет, что главное – это вести простой, регулярный образ жизни. Смартфоны и другие блага современных технологий его в восторг не приводят: «Раньше люди были счастливы, хотя о таких вещах понятия не имели. А теперь их не покидают беспокойство, болезни, друг друга норовят надуть».

У этого монаха, как и у многих индийцев более молодого возраста, единственным подтверждением возраста, указанного в паспорте, является запись служителя в храме. Можно, конечно, усомниться в ее подлинности. Но ведь Шивананда обосновался вместе со своим учителем в Варанаси, «вечном городе» с примерно 23 тыс. храмов, откуда, как считают ортодоксальные индуисты, открывается прямая дорога на небо. А раз столько людей верят в происходящие там чудеса, почему бы и не признать, что человеку действительно 120 лет?

В Варанаси, или, как его называли британцы, Бенарес, паломники устремлялись в течение веков, а может, и тысячелетий. По их представлениям, тот, кто умрет в этом городе на Ганге, достигнет освобождения от цикла рождений и новых перерождений. Путеводители цитируют популярную легенду о том, что когда всемогущий Шива, бог разрушения, открыл шлюзы для наводнения, поглотившего твердь земную, то Варанаси он оставил невредимым. Возможно, поэтому каждый вечер сотни, а в праздники и десятки тысяч людей стекаются на церемонию «Арти Ганга», где воздается дань милосердию и великодушию великой реки.

В темноте Ганг выглядит безбрежным. Вдали видны силуэты лодок с высокими бортами, которые нежно покачивает волна. А у самого берега плавают пластмассовые чашечки, в каждом горящая свечка. Вдоль кромки реки выстроились стройные девушки с лицами греческих богинь. На тонкие руки нанизаны браслеты, с черных, как смоль, волос свешивается по спине гирлянда белых цветов.

268-12-2_t.jpg
Вдоль кромки реки выстроились девушки с лицами
греческих богинь. Фото автора

Я ожидал, что девушки, подобно храмовым плясуньям, будут исполнять ритуальный танец. Тем более что чуть повыше, на каменных ступенях, спускавшихся к реке, располагался оркестр с солистом. Микрофон далеко разносил его бархатный голос. Но танца не было. Девушки поворачивались то лицом, то спиной к реке, повторяя движения двух крепких лет сорока жрецов, которые плавно размахивали сосудами, откуда рвались языки пламени, и громко читали молитвы на санскрите.

Санскрит многие называют мертвым языком. Но Варанаси, кажется, служит наглядным опровержением этого представления. Во всяком случае, не только ученые проповедники, но и юноши, обучающиеся в религиозных колледжах, могут читать тексты на языке, на котором говорили герои великих произведений древней литературы.

Неподалеку от дамбы, на высоких бетонных ступенях которой разыгрывался красочный спектакль в честь Ганга, располагается храм, посвященный Шиве, самый крупный в городе. Впрочем, здесь не найдешь улочки, на которой на прохожих не взирал бы высеченный в камне бог или божок индуистского пантеона. Но это не значит, что здесь не терпимы к другим верованиям. Сикх может помолиться в своем святилище – гурдваре, христианин – в 200-летней церкви Св. Фомы, а мусульманин – в мечети, построенной в XVII веке императором Аурангзебом из династии Великих Моголов.

Этот фанатичный правитель сначала разрушил индуистский храм, а потом возвел на его месте великолепное сооружение для своих единоверцев. Панораму Ганга лучше всего созерцать утром с его крыши. Внутри мулла читает Коран, а другой – молится на коленях. А в это время индуистка средних лет срывает несколько цветов с дерева во дворике мечети и несет их в свой храм, расположенный метрах в десяти. Прихожане в мечети не обращают на это никакого внимания: в Варанаси разные религии вполне мирно соседствуют друг с другом.

Как говорил мне Кумар, служащий местного правительства, какую-то часть населения составляют приезжие, которые привезли в Варанаси своих усопших близких, чтобы совершить над ними все необходимые обряды. Может быть, женщина с цветами – одна из них?

Поезд, более длинный, чем мост, пересекает Ганг. Большинство паломников, желающих смыть накопленные грехи, приезжают по железной дороге. Тому, кто скончается в святом городе, гарантированы слияние с Атманом-абсолютом и вечный покой. Но не всем так везет. Верующие вместо этого совершают омовение поочередно у пятигатов – ступенчатых дамб, которые служат для совершения ритуалов, а в случае наводнения защищают город.

Идя к реке, паломники пробираются между святых с начертанными на челе вертикальными или горизонтальными полосами – по раскраске знающий человек узнает, к какой секте – послушников Шивы или Вишну или другого божества – принадлежит монах. Чаще всего он сидит неподвижно, сосредоточившись на себе самом. Но некоторые собратья «председательствуют» на молебне, сопровождаемом ударами гонга и возжиганием ладана.

Рикши сигналят, зазывая седоков, подростки на небольшой площадке играют в любимую индийцами игру – крикет, обезьянки ищут в земле крупу, которую вымела метлой на дорогу женщина, прислуживающая жрецу.

А в самой реке старик полощет рот водой, потом произносит несколько слов, наверно, из священных текстов. Рядом с ним три женщины в сари, плотно прилегающих к телам, закрывают носы пальцами и пять раз подряд окунаются. Бабушка бреет макушку грудной девочке, предлагая ее первые волосенки богам. Ребенок заливается плачем.

На дамбу, на которой происходит кремация, туристов не пускают. Мужчины рубят и распиливают стволы и ветки деревьев для погребальных костров. Их работа никогда не останавливается. Ведь все новые и новые усопшие прибывают – кто на крыше такси, кого-то несут на носилках. Демонстрировать горе по ушедшему не принято. Тела мужчин обернуты в белое, молодых женщин – в красное, старых людей – в ткань золотистого цвета. Для полицейских и военных выделено особое место.

Старший сын с бритой головой обходит со всех сторон место будущей кремации и поджигает костер. Так было от века. Но вот в ноябре четыре сестры из Варанаси принесли на погребальный гат тело своего отца. Гарима, одна из сестер, подожгла костер. У покойного остались пять дочерей и вдова. Сыновей, по-видимому, не было. Гарима сказала, что хочет показать пример обществу. Женщины ни в чем не должны подвергаться дискриминации. Традиции рушатся даже в Варанаси.

Дели–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
494
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
537
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
773
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
637

Другие новости