0
4889
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.10.2016 00:01:00

Долгая дорога домой

Дмитрий Борисов

Об авторе: Дмитрий Игоревич Борисов – политолог, журналист.

Тэги: амман, иордания, сирийские беженцы, дети, юнисеф


амман, иордания, сирийские беженцы, дети, юнисеф Бедуины чувствуют себя комфортно только в пустыне. Фото Reuters

Марра поворачивается ко мне и шепотом переводит: «Верните нам детство, верните нам мир, верните нам дом», – но я едва ее слышу. Я просто не могу оторваться. Мы – в Аммане, сидим на расставленных в круг пластмассовых стульях на третьем этаже небольшой ветхой школы ЮНИСЕФ, где по четыре часа в день учатся дети сирийских беженцев. Перед нами – маленькая Алия, и она поет. Застенчиво, красиво, трогательно. Как и другие дети, которых здесь около сотни, она любит играть, рисовать, ей нравится учиться и общаться. Когда она заканчивает петь, у нее на лице расцветает улыбка, и она краснеет, смущаясь от наших комплиментов.

В иорданских государственных школах давно нет мест, поэтому единственная надежда таких детей, как Алия, – неформальное начальное образование в структурах ООН. Как и другие дети, она – обычный ребенок в необычных обстоятельствах. Для невооруженного глаза беженцы в Иордании совершенно незаметны, но незримо – они повсюду: в газетах, в разговорах за вечерним чаем и в темах научных семинаров, на один из которых приехал и я.

Если верить Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в Иордании сейчас находится около 600 тыс. сирийских беженцев, но ведомство считает только тех, кто официально зарегистрирован. Реальные же цифры значительно выше – королева Иордании Рания, выступая в сентябре на донорской конференции во Всемирном банке, говорила о 1,4 млн, и это при том, что население Иордании – всего 7,5 млн.

Присутствие большого числа беженцев – всегда испытание. Благодаря своему расположению рядом с проблемными Сирией и Ираком, мирному договору с Израилем, относительной стабильности и способности заботиться о миллионах беженцев, Иордания давно получает помощь со стороны ООН, США и ЕС. Но в остальном ее нельзя назвать благополучной: у нее невысокий ВВП, мало воды (а кругом ведь пустыня!), почти нет природных ресурсов. И тем не менее ни один повстречавшийся мне иорданец не сказал о беженцах, или о «гостях», как их здесь любезно называют, ни единого дурного слова.

Те, у кого есть связи или немного денег, оседают в городах. Без протекции ООН они становятся нелегалами, лишаются доступа к социальной и медицинской помощи, но зато так они могут избежать нелегкой жизни в За’атари и Азраке – огромных лагерях для беженцев недалеко от столицы. В каком-то смысле это уже и не лагеря, а целые палаточные города со своей зачастую теневой экономикой. В лагерях всегда тяжело. И дело не только в преступности и тесноте. Дело во временности и невыносимой промежуточности лагерной жизни. Тот, кто оказывается в Аммане, может наконец найти пристанище.

Эта поездка не раз заставила меня задуматься о том, что значит иметь дом. В каком-то смысле Иордания для таких размышлений самое что ни на есть верное место. До 1920-х годов она в принципе не существовала: по ее землям кочевали безразличные к каким-либо границам бедуины. После независимости, первой арабо-израильской войны и оккупации Иорданией Западного берега иорданцами стали тысячи палестинских беженцев. Потом были другие войны: шестидневная война 1967 года, когда Западный берег и Иерусалим были оккупированы Израилем, ирано-иракская война, первая война в Заливе, американское вторжение в Ирак, ныне идущие войны в Сирии и Йемене.

Каждый новый конфликт вызывал волны беженцев, которые так или иначе оказывались в Иордании, бедной и молодой, но удивительно устойчивой и гостеприимной. В отличие от Египта, Сирии и Ливана в Иордании беженцы чаще всего имели право работать и в конечном счете могли получить гражданство. С каждым региональным конфликтом росло население Иордании, но необязательно число тех, кто по-настоящему чувствовал себя ее частью. За 80 лет ее политической истории и 60 лет независимости она успела стать домом для самых разных групп.

Но именно «домом» с маленькой буквы. Ведь «дом» и «Дом» – это не всегда одно и то же. Звучат они одинаково, но разница огромна. Далеко не все палестинцы, получившие гражданство после 1948 года, сегодня называют себя иорданцами – в лучшем случае иордано-палестинцами. Почему? Время идет, но настоящий «Дом» с большой буквы остается на том берегу: в Иерусалиме, в Хайфе, в секторе Газа, в Наблусе, Хевроне или Рамалле.

Эдварду Саиду, американо-палестинскому писателю и автору «Ориентализма», было что сказать о таком «Доме». В своих «Мыслях об изгнании» он пишет: «Отвлеченные размышления об изгнании странно затягивают – испытать же его на себе ужасно. Это насильственное и необратимое отсечение человека от родного места, человеческого «я» – от его истинного дома». Для кого-то «истинный дом» – это место. Как, например, для моего жизнерадостного знакомого палестинца Махди, который всю дорогу на Гору Нево, откуда открывается вид на Иерихон и сверкающий Храмовой горой Иерусалим, провел в несвойственном ему напряженном молчании.

В Аммане сирийские дети получают второй шанс на счастливое детство.	Фото автора
В Аммане сирийские дети получают второй шанс на счастливое детство. Фото автора

«Домом» могут быть люди, профессия, искусство. Для других «Дом» – это традиции. Заночевав в пустыне Вади-Рам на юге Иордании, поутру мы познакомились с отрядом бедуинов. Один из них – Муса, одетый в белую длиннополую рубаху с красно-белой куфией на голове, как будто еще недавно рассекал по пустыне с Лоуренсом Аравийским. Но, как выяснилось, Муса – бедуин только на полставки. Живет он в Акабе и работает клерком в банке, но, стоит ему только приуныть, он берет отпуск, снова становится бедуином и водит туристов по пескам, рассказывая байки о дедах-бедуинах и о том, как правильно гонять верблюдов и по ночам с ультрафиолетовым фонариком охотиться на скорпионов.

«Я чувствую себя собой только в пустыне, – говорит мне наш бедуин эпохи постмодерна. – Приезжаю в Вади-Рам, и мне сразу становится хорошо».

«Дом» может быть очень разным. Беженцы вроде Алии и ее родственников, вынужденные бросать родные места и искать приют в соседних странах, заслуживают нашего сочувствия и поддержки, но мы почему-то привыкли думать, что у нас с ними нет и не может быть ничего общего. Будто беженцы из другого мира. Они где-то далеко, а их проблемы для нас чужды и непостижимы. Но утрата и поиск «Дома» в широком смысле знакомы каждому.

В своем великолепном эссе «On not going home» британский критик Джеймс Вуд, ссылаясь на Геродота, пишет, что «древних скифов было почти невозможно победить, потому что они не строили городов и крепостей. Они всегда брали свой дом с собой, разъезжая верхом на лошади и поливая врагов градом из стрел. Иметь дом значит быть уязвимым».

Так и с нами. Мы – не скифы: мы все по-своему ищем заветный «истинный дом», и все мы по-своему бездомны. Это повод для солидарности.

Амман–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
735
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
627
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
505

Другие новости