0
3063
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

Индейцы и выпивка

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Борисович Иванов – писатель.

Тэги: перу, лима, туризм, путешествия, общество


перу, лима, туризм, путешествия, общество У собора в Гранаде.

Перуанская столица запоминается как город облаков и туманов. Близость к экватору ничего не значит, когда под боком холодное течение, предопределяющее высокую влажность. Осадков практически не выпадает, как в пустынях Атакама или Намиб.

Конечно, вы можете выкинуть долларов 30 на такси, однако близ аэропорта останавливается автобус из портового города-спутника Кальяо и спустя примерно час сорок приезжает в район Мирафлорес, где обычно селятся туристы. Стоимость проезда два с половиной соля – примерно 50 руб. 

Ночуем в хостеле за 25 долл. на двоих. Ранним утром выдвигаемся в исторический центр. Едем на метро. Метро в Лиме – это отнюдь не подземная железная дорога. Его функции выполняют длиннющие автобусы, курсирующие по выделенной линии. Весь остальной автобусный парк, не имеющий таких привилегий, называется «коллективо». Настоящее метро здесь построить нельзя в связи со сложной геологической обстановкой.

Минут за 20 доезжаем до центра и идем на Пласа де Армас – Площадь Оружия. Обычное название для центральной площади в Латинской Америке. Иногда они делают исключения и незатейливо называют площади Пласа Майор: то есть «большая», или «главная».

На площади расположены президентский дворец и кафедральный собор, где захоронены останки Франсиско Писарро. Не знаю, с каким чувством относятся к нему нынешние перуанцы, в лицах которых почти совершенно не видны следы дрейфа генов из Иберии. Ведь он, мягко говоря, не слишком любезно обошелся с их предками. Почти все люди на улицах – сплошь чистые индейцы или максимум метисы. Чернокожих и мулатов практически нет. Во всей стране я встречал их только в Лиме в количестве пяти человек, не считая памятника святому Мартину де Порресу, который родился здесь еще в конце XVI века, а канонизирован Католической церковью лишь в середине XX.

Пока мой товарищ фотографирует архитектурные объекты, я присаживаюсь на скамейку рядом с молодым индейцем, чтобы «врастать в действительность». Сначала действительность предстает в виде двух школьниц, за спинами которых стеснительно стоят их одноклассники. Возможно, выполняют домашнее задание, проводя опросы среди иностранцев. Рассказываю, что только вчера прилетел в Перу, признаюсь в любви к Южной Америке и отвечаю на все их вопросы лишь в восторженном ключе. Девочки старательно записывают мои реплики в заготовленные анкеты, вежливо прощаются и уходят в сторону организованной группы гринго. У каждого на груди бейджик. Наверное, для более простого опознавания трупа. У наших североамериканских партнеров может вызвать ужас даже спуск в прекраснейшее московское метро, судя по их странным рекомендациям для путешественников по России, а уж южноамериканские города наверняка кажутся им худшими подобиями их полуразрушенного Детройта. Весьма безосновательно, должен я вам сказать. Если вы любитель изучать жизнь окраин или трущоб, то, вполне возможно, встретитесь с криминальными элементами. Впрочем, и в центре городов, как я слышал, есть шансы столкнуться с вооруженным ограблением. Возможно, мне просто повезло ни разу не столкнуться с бандитизмом в пяти странах Южной Америки за полтора месяца. 

По-моему, самому большому риску для жизни я подвергся, когда ехал в аэропорт Хорхе Чавеса, чтобы уже отбыть в Москву. Мне попался самый безумный водитель, каких я не встречал даже в Азии или Африке. Он плевал на всех участников дорожного движения, выкручивал руль на 360 градусов и безбожно жал на педали, встраивая свой «коллективо», куда ему удобно, подрезая даже грузовики и большие автобусы. Горная «Дорога смерти» в Боливии показалась мне менее опасной.

Меж тем паренек, сидящий рядом на скамейке, оказался настоящим индейцем не только по внешнему виду, пусть и был одет совсем по-европейски. Он спросил меня, откуда я, а потом достал смартфон и начал показывать картинки из жизни своих соплеменников в сельве. По его словам, в Лиме он уже три года, а до этого жил в джунглях на северо-востоке страны. Не в полной дикости, судя по всему. Его смартфон был получше моего телефона образца 2008 года, который заслуживает место в музее старинной техники. Он демонстрировал мне видео, на котором индейцы в национальных костюмах занимались полезными делами, а девушки пели и танцевали. В общем, я мог уже не ездить в сельву кормить москитов, ибо и так повидал все своими глазами.

Пробило полдень, и с территории президентского дворца послышались барабаны, трубы и тромбоны. Строевым шагом вышел военный оркестр при полном параде, сыграл для начала нечто серьезное и бравурное, напоминающее гимн, а затем перешел на более легкие мелодии, под которые даже можно было танцевать. Из сопредельных переулков вернулся мой товарищ, довольный изысканными зданиями с резными деревянными балконами, но сетующий на недостаток солнечного света для нормального фотографирования.

Я попрощался с индейским другом, и мы выдвинулись к церкви Сан-Франсиско мимо Дома перуанской литературы. Я начал вспоминать мировые аналоги, чтобы литературе в центре столицы выделяли целый дом, но, кроме московского ЦДЛ, ничего больше не припомнил. Его перуанский собрат располагается в здании бывшего центрального вокзала. О том, что вы находитесь на станции «Десампарадос», вам напомнит надпись, которую никто не собирается убирать. По-моему, неплохая метафора для литературного процесса в целом.

С железными дорогами в Южной Америке дела обстоят плохо, а вот с литературой – полный порядок. Задолго до того, как Марио Варгасу Льосе дали Нобелевскую премию, я прочитал в ранней юности его роман «Тетушка Хулия и писака». Правда, других перуанских писателей я больше не знал. И вот познакомился с поэтом Мартином Аданом, большой портрет которого висел на фасаде Дома литературы.

Около церкви Сан-Франсиско стояла толпа людей, иногда выкрикивающих бодрые речевки, поодаль наблюдала полиция. На одной из близлежащих улиц стояла полицейская машина, вернее – бронетранспортер: такие я много раз встречал до этого в Чили и в Аргентине.

Тихий океан. 	Фото Александра Беляева
Тихий океан. Фото Александра Беляева

В испаноязычных странах мной подмечена странная тенденция – проводить митинги около соборов. Я видел подобное в испанской Гранаде, когда радикальные социалисты требовали свободу для своих товарищей Карлоса и Кармен и пели песни, в которых предрекали капиталистам безоговорочное поражение. Мой скептически настроенный друг предположил, что все они ждали бесплатной раздачи еды, а не приближали победу мировой революции: впрочем, одно другого не исключало.

Первые русские в Лиме повстречались в очереди в Музей инквизиции. Меня подобные выставки не привлекают и бесплатно, я предпочел Музей национальной истории.

Когда мы вернулись в Лиму спустя две недели путешествия по Перу и Боливии, здесь мало что изменилось в плане освещения. Прилетев из Куско, мы сели в привычный «коллективо» и через пару часов заселились в тот же хостел. Мой товарищ сказал, что должен промочить ноги в Тихом океане, и мы отправились на берег. Тихий океан в районе Мирафлореса оказался в нескольких десятках метров внизу за крутыми обрывами. Я не сильно переживал, ибо в Тихом океане не только мочил ноги, но и совершал полноценные заплывы на острове Пасхи. 

В этом фешенебельном районе проложена велодорожка, прямо как в Европе. То есть как у нас в Марьино и Капотне, например. Правда, сикхов, гуляющих с собакой по парку имени 850-летия Москвы, я пока не замечал. Зато у нас тоже есть девушки, играющие в волейбол на траве в быстротечные летние недели. 

Мы прошли минут 40 пешком по типичным улицам Лимы, по большинству которых не особо хочется гулять, пока не очутились в стилизованном под старину оазисе среди постиндустриального пейзажа. Наверняка в этом Барранко где-то выпивал с приятелями Марио Варгас Льоса, но я не обнаружил знакового кафе типа «Тортони» в Байресе, где любил сидеть Борхес, или гаванской «Флоридиты», воспетой Хемингуэем. Зато мы нашли отличный ресторан. За ужином рассуждали о литературе и политике.

– И как только Льоса мог проиграть президентские выборы в 90-м какому-то агроному, да еще и сыну японских мигрантов? – вопрошал я своего сотрапезника. – Этот Фухимори теперь сидит в тюрьме и ненавидим всем народом.

– И хорошо, что проиграл. Зато остался приличным человеком. 

Лима–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
751
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
995
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
800
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
651

Другие новости