У Резо Габриадзе свой, уникальный взгляд на мир. Фото РИА Новости
Ну как писать о человеке, который сам о себе написал, и написал так, что лучше не напишешь? И как не писать о человеке, который только и делает, что поражает тебя и изумляет? Вот хожу я по его «Необыкновенной выставке» и думаю: «Ну что со всем этим делать?» Что делать со всем этим богатством – с картинами, рисунками, скульптурами, марионетками, портретами, декорациями, текстами, фильмами? Что делать с этим замечательным волшебником по имени Резо Габриадзе?
Он по-грузински гостеприимен, он вас задарит. Нет, тару для его даров приносить не надо. Чтобы вместить его дары, нужна только одна емкость – душа. И тогда… тогда вы побываете в мире, вернее, мирах, преображенных его фантазией. Но это не та фантазия, которая уводит из реального мира, а та, что помогает лучше его разглядеть, заглянуть в самую его сердцевину.
Вы не просто увидите родной город Резо Габриадзе – Кутаиси, вы в него войдете, услышите его песни, побродите по его улочкам, среди его жителей. Выставка-то необыкновенная. На ней можно и видеть, и слышать, и читать. Из Грузии вы попадете в Россию, в Подмосковье, потому что Резо знает и слышит Россию не хуже, чем Грузию. И мелодии будут звучать российские, и деревья будут шуметь, и птицы петь, и собаки лаять. А потом вы побродите среди друзей Резо и среди давно умерших, но дорогих ему людей. Поживете среди поэтов, без которых было бы скучно на земле: вот Пушкин, вот Галактион Табидзе. А потом вы увидите эскизы его знаменитых спектаклей – «Сталинград», «Рамона», «Осень моей весны», «Бриллиант маршала де Фантье» – и в который раз удивитесь тому, насколько выразительны и поразительны актеры-марионетки. А в соседнем зале, где вечерами идут эти спектакли, днем показывают отрывки из фильмов по сценариям Резо. Кто их не знает: «Мимино», «Не горюй», «Чудаки», «Кин-дза-дза»?
Но как же можно все это увидеть на одной выставке? А вот так: на стенах полутемных залов возникают яркие, необычайно выразительные картины, рисунки. То есть города, пейзажи, лица. Возникают, живут – и вдруг исчезают, погаснув, чтобы уступить место другим мирам. Собственно, происходит то же, что и в реальной жизни, – есть и нету, было и прошло. Но на этой выставке – вариант щадящий, потому что миры возвращаются. Поброди, подожди и дождешься. Вот снова Кутаиси, снова Подмосковье, снова поэты, снова портреты друзей, снова эскизы спектаклей. Все повторяется, сменяя друг друга. И музыка, музыка, единственно возможная, точно совпадающая с возникающими мирами.
Вроде бродил, бродил по выставке, а томление по ней не проходит. Хочется получше вглядеться, вслушаться, а картинки гаснут, исчезают, возникают другие. Ну да, все так, как и должно быть, – хорошего всегда мало. Вот с этим томлением по увиденному и уходишь.
А выставка эта – юбилейная (спасибо всем, кто ее сотворил, и особенно Лео Габриадзе). Юбиляру 80 лет. К сожалению, даже волшебники не могут пока еще отменить возраст. Но они могут не слишком ему подчиняться.
И хочется верить, что у жизни, которую он так украшает, хватит мудрости не выпустить его из своих объятий и снова подарить ему шанс, подобный тому, который Резо описал в своих веселых и грустных воспоминаниях. А было это так: 40 лет назад главный архитектор Тбилиси «случайно, мимоездом» спросил его из машины, не хотел бы он поучаствовать в возрождении старого Тбилиси и что готов предложить. И Резо, безработный в то время, сам не понимая почему, вдруг ответил: «Театр марионеток». «Будет у тебя театр», – сказал архитектор.
«Машина взвизгнула и уехала в мое будущее».
Он по-грузински гостеприимен.
Кадр из фильма «Не горюй!». 1968
|
Вы побываете в мирах,
преображенных его фантазией.
Кадр из фильма
«Кин-дза-дза!». 1986
|
Из Грузии вы попадаете в Россию.
Кадр из фильма
«Мимино». 1977
|