Двухколесный друг изгнал с магистралей четырехколесного.
Обидеться на автомобилиста может всякий пешеход, а вот обидеть его дано не каждому. Мэру Парижа Анн Идальго это удалось. «Я верю, что город сможет обойтись без машин, и те станут не нужны», – заявила она в интервью французской прессе.
Слова у политика не разошлись с делом. 27 сентября стало в Париже Днем без автомобиля: въезд частному транспорту в центр столицы Франции был запрещен.
Каждый день в Париже совершается до 5 млн автоперевозок, доля водителей среди горожан достигает 40%, энтузиастами частного транспорта являются Брижит Бардо, Жан-Поль Бельмондо и Шарль Азнавур. Добраться до Елисейских полей в этот раз не удалось никому из них. У границ исторического центра установили заграждения. «Штрафы? Их не будет. Просто никому не удастся проехать в центр города», – написал популярный французский интернет-ресурс.
Движение «Париж без авто» считает, что у транспорта, загрязняющего окружающую среду, нет будущего. Машины мешают городу «быть мирным, приятным и чистым», а производимые ими выбросы приводят к «глобальному потеплению, ставящему в опасность будущее планеты». Выход, по мнению активистов, близких к экологам, один – отучить водителей от авто.
В мэрии согласились с мнением «Парижа без авто» и воспользовались его инициативой. Стоит «переосмыслить и изобрести заново образ жизни в городе», – написал официальный ресурс paris.fr, предложивший варианты отдыха в часы ограниченного дорожного движения. «День без автомобиля – это педагогическая акция», – развил ту же мысль заместитель мэра Парижа по вопросам транспорта Кристоф Наждовски. Чиновник считает, что водители, пусть и не все, могут пересесть на велосипеды, если выяснится, что автомобили по каким-либо причинам запрещены.
Велосипедистов на Елисейских полях 27 сентября было много, но на владельцев частных машин они похожи не были. Любители мотоспорта въехали на магистраль с привязанными к сиденьям плакатами обидного для владельцев других видов транспорта содержания. «Нет мотора, вот и счастье!» – прочитал я, пробежавшись за одним из велосипедистов. Тем временем на Елисейские поля уже въезжал другой активист-чудак с плакатом против самолетов – они ему тоже не нравятся.
На другом краю магистрали, куда велосипедисты еще не успели доехать, разбили лагерь любители футбола. Акцию по превращению автотрассы в игровую площадку проводила столичная команда «Пари Сен-Жермен», под патронажем которой жители и гости французской столицы состязались в мини-варианте этого вида спорта. Участие могли принять все желающие, но предпочтение отдавали детям: им больше подходили размеры «поля». Впрочем, в одних командах с несовершеннолетними состязались и взрослые. «Сыграй – и получишь бутылку минеральной воды бесплатно», – сказал мне один из организаторов, но я отказался.
Там, где обычно ездят машины, в День без автомобиля
толпились люди. Фото с сайта www.roscoland.tumblr.com |
Недалеко от импровизированного стадиона, занявшего часть магистрали, пешеходы приняли участие в акции «оккупируй светофор». На светофорах, как и в обычные дни, свет менялся с зеленого на оранжевый и потом на красный – по безалаберности его не отключили, и регулировщик дорожного движения работал вхолостую. Рудимент автомобильного мира с то зажигавшимся, то пропадавшим знаком, запрещавшим проезд, обступали со всех сторон пешеходы, пользовавшиеся тем, что могли не обращать на его тревожные сигналы никакого внимания.
Там, где обычно находиться опасно, в День без автомобилей толпились люди. Некоторые останавливались посреди дороги и фотографировали друг друга и захваченный прибор. Подоспели профессиональные фотографы – и со своими штативами по нескольку часов не сходили с места. Вдали, за расслабленным людским потоком, виднелась Триумфальная арка.
В эксперименте по преобразованию дороги в новое городское пространство, близкое к парку, не хватало торговой точки, и в какой-то момент показалось, что ее установили. Прямо посреди дороги соорудили киоск, где можно было приобрести воду, причем, как оказалось, бесплатно. Желающие садились прямо на дорогу и пили. Парочки целовались, мелькали туристы с фотоаппаратами, слышались русские голоса.
Ближе к вечеру главная дорога Франции, избавленная от автомобилистов, подверглась новому испытанию. На трассу вкатились инвалиды на колясках, въехали карнавальные повозки, а затем ее заполонили любители животных с собаками. Те, к слову, в Париже почти все маленькие, потому на магистраль с болонками вышли не только дамы, но и мужчины. Властями было оговорено, что в случае необходимости всем им придется расступиться, чтобы по улице смогли проехать команды пожарных и кареты скорой помощи, но меры предосторожности не понадобились.
«Все это попросту ужасно», – заявила, причем еще до начала акции, Лига защиты автовладельцев. Общественные активисты подозревают, что одним Днем без автомобилей дело не ограничится, и на всякий случай собираются готовиться к худшему. «Происходящее – продолжение догматической антиавтомобильной политики, которую уже давно проводят муниципальные власти Парижа, ее воплощение и символ. Принудительные ограничения скорости, увеличение числа зон, закрытых для движения, сокращение количества стоянок, рост тарифов, проекты запрета дизельных машин... Мэрия не делает секрета из того, что собирается изгнать автомобили из столицы», – возмущаются в организации, задаваясь вопросом: «Чего ждать дальше?»
Опасения автомобилистов, что их вытеснят на обочину дороги, а потом и вовсе сгонят с нее, не лишены некоторых оснований, пусть и преувеличены. С 2001 года в Париже запрещено движение всех грузовиков весом более 3,5 т. А в 2010-м власти объявили, что для проезда автомобилей будут закрыты набережные. На ближайшее будущее запланированы новые ограничения: с 2016 года в город не смогут въехать автомобили старше 1997 года выпуска, а с 2017-го по 2020-й в Париже запретят передвижение дизельного транспорта, сошедшего с конвейера ранее 2011 года.
Одновременно Идальго рассчитывает сделать круглосуточной работу метрополитена, хотя и признает, что не изыскала средств для этого в городском бюджете. «Общественный транспорт – естественная альтернатива машинам», – заявила она. После чего добавила: «И велосипед». «Используйте возможность, чтобы жить в Париже иначе», – предлагает социальная реклама на официальном сайте мегаполиса.
Но не всем автомобилистам это по душе. «Вспомним недавнее прошлое, – реагируют люди на тревожащие их новости. – Подобные сегодняшнему эксперименты уже были: перед тем как запретить движение на набережных, уже проводились аналоги Дня без автомобиля. Стоит ли ожидать повторения нынешней инициативы с частотой раз в месяц, потом каждую неделю и дальше – до полного запрета?»
Власти Парижа действительно заявляют, что намерены продолжить проводить дни без автомобилистов. В 2016 году инициатива станет более амбициозной и распространится на спальные районы и пригороды, надеется Идальго. Позже она призналась, что речь идет о возможности сыграть в своего рода игру.
Париж