0
7762
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.09.2015 00:01:00

Семейные хроники не горят

Дмитрий Аглицкий

Об авторе: Дмитрий Семенович Аглицкий – двоюродный правнук Якова Протазанова.

Тэги: яков протазанов


203-16-5_t.jpg
Яков Протазанов, один из основателей
отечественного кинематографа,
и выглядел как кинозвезда. 
Фото из Российского госархива
литературы и искусства

Изучение родословной и формирование семейного древа в последние годы набирает все большую популярность у россиян. Приобщение к истокам приносит эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Существует даже такое поверье: кто «поднимет» семь колен своего рода – гармонизирует энергетику, расширит горизонты восприятия, привлечет в свою жизнь благополучие и удачу.

Имя замечательного русского кинорежиссера Якова Александровича Протазанова (1881–1945), стоявшего у истоков отечественного кинематографа, широко известно в нашей стране. 16 сентября 2015 года состоялось торжественное празднование 100-летия киностудии им. Горького – старейшей киностудии России, основателем которой также считается Яков Протазанов.

Родившись раньше кинематографа, Яков Протазанов успел снять за 64 года своей жизни 102 фильма. К числу признанных шедевров его творчества относятся: «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Бесприданница» (1936), «Насреддин в Бухаре» (1943) и др.

Творчество кинорежиссера Якова Протазанова изучено значительно лучше, чем история его семьи. А она до сих пор таит в себе немало интересных загадок. По-видимому, разгадать их еще предстоит потомкам. Так, автору статьи, двоюродному правнуку кинорежиссера, недавно удалось установить, что в роду был еще один Яков, который не только облагородил род, но и косвенно повлиял на выбор профессии будущего режиссера.

В нашей исследовательской работе ценнейшим источником информации по истории семьи, наряду с документами Главархива Москвы, стал дневник семейства Протазановых, который велся более 100 лет – до 1920 года. Не одно поколение внесло свою лепту в формирование этой летописи. Последним человеком, который практически ежедневно, хотя бы по несколько строк событийно заполнял дневник, была мама кинорежиссера – Елизавета Михайловна. Уже на склоне лет на обороте титульного листа она написала: «После моей смерти передать Яше. Если тебе, детка, не интересна эта заметка, то сожги всю книгу. 3 июня 1912 года». К счастью, дневник, по сути, семейная хроника, не был уничтожен и в дальнейшем стал важной опорой при изучении истории семьи.

Известно, что отец кинорежиссера – Александр Саввич Протазанов приехал в Москву из Киева. Согласно архивным документам, он обвенчался в 1873 году в возрасте 30 лет. И уже на тот момент имел статус потомственного почетного гражданина. Такое звание давало в Российской империи значительные привилегии. Было очевидно, что Александр Саввич собственных серьезных заслуг для этого к 30 годам иметь еще не мог. Отец же его – Савва Яковлевич – достаточно рано ушел из жизни, даже не вступив в купечество.

В итоге получалось, что облагородил род прадед кинорежиссера – Яков Иванович Протазанов. Уже на склоне лет, имея за плечами многие годы беспорочной службы и другие весомые заслуги, он вместе со всем семейством был возведен в потомственное почетное гражданство. Эта версия получила документальное подтверждение, когда было найдено и изучено дело о возведении в почетное гражданство Якова Ивановича Протазанова – прадеда кинорежиссера.

203-16-6_t.jpg
Выпускник Московского коммерческого
 училища Яков Протазанов, стоящий на
 пороге выбора своего дальнейшего пути,
 1900 г. Фото из личного архива автора

Но главное открытие заключалось в том, что корни протазановского рода следовало искать в подмосковных Бронницах. Именно там, в соборе Михаила Архангела, бронницкий купеческий сын Яков Иванович Протазанов обвенчался 26 сентября 1814 года с Афимьей Петровной Сироткиной. Метрические книги церквей города Бронницы, входившего в те годы в состав Московской губернии, сохранились и доступны в Главархиве Москвы. Как выяснилось, вскоре после свадьбы молодые покинули родительский дом. И их первенец Савва родился в 1817 году уже вдалеке от родных Бронниц. А в дальнейшем Яков Иванович Протазанов стал известным купцом города Киева.

А как же повлиял Яков Иванович на приобщение своего правнука к кино? Разумеется, только косвенно. Яков Иванович был вполне успешным купцом. И оставил приличное наследство. В числе его главных наследников были внук Александр Саввич, отец кинорежиссера – как наследник по праву представления, и дочь Ефросинья. К сожалению, Александр Саввич не отличался бережливостью и не обладал должной деловой хваткой. Поэтому ему пришлось оставить купечество и, женившись, устроиться на работу, чтобы кормить свою семью.

Ефросинья, наоборот, с имуществом и деньгами обращалась аккуратно, но в силу стечения обстоятельств так и не вышла замуж и не имела собственных детей. Ефросинья дружила с московской семьей Протазановых и, естественно, не забыла ее в своем завещании. Как следует из дневника, на долю молодого выпускника Московского коммерческого училища Якова Протазанова пришлось около 5 тысяч рублей. Именно на эти средства будущий знаменитый режиссер в 1904–1906 годах путешествовал за границей. Во время этих поездок молодой Протазанов впервые познакомился с кинематографом и сделал свой выбор на всю жизнь.

Можно было бы на этом остановиться. Но есть одна интересная тема, не дающая покоя. Перу замечательного русского писателя Николая Лескова принадлежит любопытное произведение «Захудалый род. Семейная летопись князей Протозановых (из записок княжны В.Д.П.)». Это одно из поздних и наиболее любимых произведений Лескова, над которым он работал с особой тщательностью. Семейная хроника князей Протозановых, охватывающая период от летописных времен и до начала XIX века, к сожалению, осталась незаконченной. И Лесков не успел рассказать о том, что стало с его героями дальше. А это как раз период середины–конца XIX века.

Возникает резонный вопрос – а какая связь между историей семьи Протазановых, к которой принадлежит кинорежиссер, и героями произведения Николая Лескова? Прямая, документально подтвержденная связь, разумеется, пока не выявлена. Это предмет самостоятельного и достаточно серьезного исследования. Хотя на несколько интересных деталей, пожалуй, внимание обратить стоит.

В частности, есть основания думать, что хроника Лескова написана на документальной основе. И фактический материал автором мог быть собран еще в период его работы в Киевской казенной палате в 1849–1957 годах.  Другой любопытный штрих – у представителей рода Протазановых в фамилии буква «а» нередко чередуется с буквой «о», а Яков – одно из ключевых мужских имен в роду князей Протозановых и т.д.

Череда ли это простых совпадений или что-то большее – покажет время. Но семь семейных колен уже «подняты» наверняка...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
434
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
437
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
405
Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Екатерина Трифонова

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

0
727

Другие новости