0
5282
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.09.2015 00:01:00

Еда – мой бог

Тэги: еда, санкционные продукты, неврозы, анорексия


еда, санкционные продукты, неврозы, анорексия Разве можно от этого отказаться не то что ради фигуры, но даже ради антисанкций? Иллюстрация из книги «О вкусной и здоровой пище». 1952

«Еда – это мой бог», – со стыдом призналась мне она. Это была не шутка и не фигура речи. Я понимала, как она страдает. Я знала: все ее мысли – только о еде. Что бы она ни делала, она думала, как бы могла сейчас вкусно поесть. И боролась с собой, чтобы перестать хотеть это. Она замечала все, что едят люди вокруг. Как кто-то пьет кефир, а кто-то уминает лапшу из коробки. Она им завидовала, ненавидела их и презирала.

Так проявляет себя анорексия. Началось все как-то незаметно, почти случайно. Просто однажды, еще в школе, эта девушка решила начать худеть. Разве могла она представить, что еда – столь коварный и всемогущий противник. Но она была сильной и решила бороться. Прошли семь лет, и она оказалась окончательно побеждена едой. У нее хватило пока мужества признаться в своей капитуляции – со всеми потрохами, буквально. Она ненавидела свое хрупкое, болезненное от недоедания, так и не повзрослевшее тело. В зеркале оно причудливо казалось ей уродливым и толстым. Она ненавидела всю себя за то, что грезит этой проклятой пищей. Она разучилась чувствовать радость. Она оказалась в плену у еды. И ей нужно было спасаться оттуда как можно быстрее. Потому что, как сказала однажды российский психотерапевт Анна Варга, «анорексия – это единственный невроз со смертельным исходом».

Еда действительно может стать богом. В ней и правда есть что-то сакральное. Поэтому шутки с ней плохи. Не зря «я есмь» и «я ем» так похожи. А «живот» – значит «жизнь». И еда может вдруг перестать быть просто хлебом насущным, а обернуться божеством – мстительным, хитрым, немилосердным и смертельно опасным. Такая трансформация происходит, когда еда перестает быть просто пищей. Стоит ее объявить чем-то большим, как она превращается в архетип, в сакральную силу. Причем становится одним из тех миров, которых чем решительнее стараешься низвергнуть, тем больше они утверждают над тобой свою несокрушимую власть.

Вот и в России сейчас идет война с едой. Страна тоже приняла на себя анорексию как аскезу. Прошлым летом мы себя добровольно ограничили. А в начале этого августа начали уничтожать санкционные продукты – массово, демонстративно, превратив этот процесс в настоящее ритуальное действо. И всего лишь за неполный месяц можно увидеть, как еда превращается в божество. В сверхидею. Вокруг нее ведутся политические споры. И политические спекуляции. Эта тема вызывает отчаяние и ненависть. Еду ниспровергают как нечто одушевленное и обладающее собственной волей. Ее алчут, по ней плачут, ее проклинают. Если враг не сдается, его уничтожают – и еду сваливают в ритуальные курганы. И жгут, словно приносят жертвы кумирам.

Вот на видео на землю бросают три тушки венгерских гусей. И бульдозер долго, тщательно и бессмысленно ездит по ним туда-сюда. Это происходит в одном из сельпо в Татарстане. Потом, говорят, исполнители получили за это действо выговор: гусей надо было сжечь.

А тем временем житель Владивостока, насмотревшись этого самого видео и покопавшись в мусорном контейнере у дома, начинает подозревать в непотребщине своих соседей. Мол, одни съели польского гуся, а другие курят голландский табак. В самокрутках. О чем и сообщил в полицию. (Говорит, сделал это по пьяни, трезвый бы – ни за что.)

И вот таможенники уже предлагают ввести уголовную ответственность вплоть до тюремных сроков за контрабанду санкционных продуктов. Мол, европейскую еду надо внести в категорию стратегически важных, чтобы ее ввоз на территорию страны подпал под статью 226 ч. 1 УК (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных и других веществ, а также оружия). А это до семи лет лишения свободы.

И по ТВ уже показали задержание преступной группы, которая занималась ввозом в страну запретного сычужного продукта, продаваемого под видом сыра. Судя по телесюжету, задерживали их как злостных бандитов – в темноте и заламывая руки.

Кампания по уничтожению еды сопровождается каким-то странным наваждением. Похожим на психическую эпидемию, захватывающую все большее количество людей. Приносящую сладостное чувство азарта. Странное щемящее нетерпение. Ты борешься с ней, не замечая, как она победила себя. Как она стала божеством, требующим все новых жертвоприношений, все новых костров. И вот уже казаки совершают рейд по питерскому супермаркету в поисках продуктового импорта. И вот… И вот…

В ситуации массовой пищевой аскезы еда и правда может превратиться в наркотик. Будоражить умы, подчинять волю людей, заколдовывать. У кого-то возникает стремление непременно поесть что-то вкусненькое, запретное. У кого-то – тяга это вкусненькое уничтожить. А кто-то не может оторваться от ленты новостей на насущную тему. Ну а преступления с едой, контрабанда сыров и иже с ними начинают казаться реально тяжкими и даже ритуальными. Вполне заслуживающими серьезного наказания. И, кажется, уже никто в этой ситуации не свободен, все оказываются жертвами бога еды. Ведь даже Адама с Евой изгнали из рая за поедание санкционного яблока.

Человек вовлекается в анорексию обычно незаметно для себя. Поначалу этот процесс даже приносит сладкое ощущение. Ты чувствуешь себя сильным, победителем над собственной плотью. Ты можешь себя контролировать. Подавлять свои чувства. Они и правда притупляются в такой аскезе. И ты не замечаешь, как жизни в тебе становится все меньше. И тебя в жизни – меньше тоже. Происходит медленная заморозка чего-то важного внутри. Но ты, не подозревая об этом, пребываешь в эйфории. Точно так же человек, оказавшийся на сильном морозе, обычно не чувствует, что замерзает. Он видит сладкие сны, не замечая, как уходит жизнь. У Андерсена на эту тему есть глубокая сказка «Девочка со спичками». Ее героиня медленно умирала, сжигая спичку за спичкой в своем последнем коробке на глазах у всех, и в это время видела счастливые грезы о любимой бабушке и теплой печке. Анорексия точно так же затягивает в сладкие грезы. Она может быть опасной. Но это всегда жертва во имя любви.

Ведь еда – это мама. Это каша в детском саду. И школьный завтрак в портфеле. Это свадьба. И все дни рождения. А еще Новый год. И поминки. Еду у нас приносят даже на могилы. Да и в храмы тоже. И Спас у нас тоже гастрономический – яблочный, медовый да хлебный…

В общем, непросто все с ней, этой едой. Поэтому лучше с ней быть осторожней. Не зря же еще в детстве учат, что с едой не играют. Картошкой не бросаются, из котлеток пирамидку не строят, суп в чай не наливают, макароны на стул не вешают, кашу по столу не размазывают. «Почему?» – спросит малыш, не желая подчиняться запрету. И вы вдруг не найдете вразумительного ответа. Просто потому, что еда – это еда, и все тут.

Нижний Новгород

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
470
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
584
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
496
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
408

Другие новости