0
4099
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.07.2015 00:01:00

Модельный бизнес против советских стереотипов

Анна Бражникова

Об авторе: Анна Михайловна Бражникова – лингвист-переводчик.

Тэги: модель, модельный бизнес, стереотипы, cosmopolitan, глянцевые журналы, дэниел киз, офис, работа


модель, модельный бизнес, стереотипы, cosmopolitan, глянцевые журналы, дэниел киз, офис, работа Труд модели, согласно распространенному мнению, – не слишком серьезное занятие. Фото Алексея Калужских (НГ-Фото)

Искренне улыбаясь своими серо-голубыми глазами, в обычных черных лосинах, растянутой футболке и с растрепанным хвостом на голове, она радостно встречает меня на крыльце бабушкиного дома. Я знаю Алену более 15 лет. Это с ней мы сидели за одной партой, закапывали маленькие «клады» во дворе ее дома, сожгли не один десяток яиц, учась делать те самые «мамины безе», ловили падающие звезды, лежа в гамаке, и мечтали о будущем. Каждой из нас оно представлялось чем-то волшебным, полным таинства и очарования. Но ни у одной не совпало с настоящим.

Алена всегда превосходно рисовала. Увлеченно, легко и ненавязчиво, уже в школьные годы она могла списать сюжет картины художника и удивлялась, чему же восторгаются окружающие. Ее собственные рисунки были так же легки и воздушны, как и она сама. Фигуры балерин, танцующие пары, силуэты, едва заметные в облаке из цветущих вишневых садов. Казалось, что жизнь с детства вела ее к созданию чего-то неземного и волшебного, собственного мира грез и красоты.

Я видела ее будущим именитым дизайнером, ее мама мечтала, чтобы она стала хирургом, папа – зубным врачом. Но тогда никто даже представить себе не мог, что спустя какие-то несколько лет по окончании школы эти сказочные образы, созданные Аленой, будут смотреть на нас со страниц глянцевых журналов моды. Нет, эта тоненькая, воздушная девушка, кажущаяся не старше 15 лет, не выпустила свою линию одежды или обуви. Она стала музой фотографов, воплотив перед камерой свои рисованные фигуры в жизнь.

В модельный бизнес Алена попала случайно. Она просто очень любила фотографироваться и легко находила общий язык с людьми. Не важно, из какой страны были эти люди: китайцы, корейцы, индонезийцы – ни в одной из зарубежных стран у нее не возникало коммуникативного барьера. Английский учила в общении. В наши школьные годы английский только набирал обороты и не был обязательным предметом. Со свойственной ей одухотворенностью Алена выбрала французский. Она порхала словно мотылек на всех своих работах. Девочка-подросток на страницах популярного молодежного журнала, освободившаяся от оков пленница во время съемок на побережье океана, утонченная, задумчивая невеста в католическом храме у алтаря... Когда смотришь на ее фотографии, удивляешься, сколько образов живет в этой хрупкой, неземной девушке и какая тоска прячется в ее серо-голубых глазах.

Кажется, когда родители увидели ее на страницах Cosmopolitan, они почти приняли образ жизни своей дочери. Однако до конца отказаться от мысли, что она не должна, как все, к 9.00 ходить на работу и возвращаться к 19.00, не смогли. Да, советские стереотипы залога счастливой – или скорее правильной – жизни глубоко сидят не только в наших бабушках и дедушках, но и в родителях. Аттестат без троек, обязательное высшее образование, работа по специальности, замуж до 25 – жизнь удалась. Объяснить родителям, что старая схема отжила себя и мир круто изменился, очень сложно. Алена и не пыталась. Она продолжала сниматься для журналов, рисовать и так же легко порхать в созданном ею мире.

Стереотип жизненного успеха – диплом юриста или экономиста и работа в офисе.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Стереотип жизненного успеха – диплом юриста или экономиста и работа в офисе. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

То ли мир оказался слишком уж хрупким, то ли реальность пересилила, но сначала Алена отказалась от контракта в Лондоне, потом в Париже… Родные продолжали перечислять преимущества постоянной работы в их понимании, а Алена грустила и рисовала. Я сидела за столом напротив нее и пыталась прочитать мысли, которые заставляют грустить ее прекрасные глаза. Аленка уплетала бабушкины плюшки за обе щеки, подливала чай и вспоминала, как ненавидели ее коллеги по модельному цеху за то, что ей никогда не приходилось сидеть на диетах и отказываться от шоколадок и тортиков.

В моей голове крутилась одна мысль: что же нас заставляет бросить мечту и уподобиться всем остальным? Стереотипы? Принципы общественной морали? Родители? Почему в наше время нужно на корню пресекать творческое начало и с пеленок внушать ребенку, что «юрист, экономист, инженер, переводчик – это профессия, а твои каля-маля никому не нужны»? Почему, если человек может позволить себе работать на берегу океана перед камерой, или сидя за мольбертом, или с листком бумаги и ручкой, он должен променять это чувство свободы и власти над своей жизнью на серые офисные стены? Сказывается давление со всех сторон? Страх рискнуть и сделать шаг к свободе?

Чем больше я погружалась в эту цепь вопросов, тем сильнее мне хотелось разорвать ее. В какой-то момент мне даже показалось, что причина грусти Алениных глаз прочитана мною, что те же самые вопросы мучают и ее. Но разве мы можем все бояться сделать шаг вперед? А может быть, так и есть? Мы топчемся на месте, боясь порвать замкнутый круг повседневности и ступить на выбранную нами дорогу. Мы боимся перемен и ответственности. Ведь важно быть хорошим для родителей. Понятным для друзей и не превосходящим их ни в чем, иначе есть шанс остаться одному, что уже давно показал своим романом «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз.

Оказываясь перед выбором уехать или остаться, на самом деле мы выбираем нечто большее. Здесь и сценарий дальнейшего развития отношений с родителями, семьей, друзьями и обществом в целом. Выйти из строя, вымуштрованного веками, – бросить вызов всем и перестать быть марионеткой этого общества…

Я не помню, когда мы попрощались с Аленой в тот вечер. Кажется, мы поговорили обо всем на свете, вспомнили наши детские секреты, первые влюбленности, первые двойки в дневниках. Но все равно внутри было чувство недосказанности. Хотелось сказать ей, что пора рискнуть, а офисные здания столицы смогут поглотить нас и позже.

Спустя несколько месяцев, открыв Facebook (еще один бич нашего общества), первое, что я увидела, были фотографии счастливой, парящей девушки с невероятно выразительными и блестящими серо-голубыми глазами. Алена на них словно наконец-то ожила от долгого сна в каменных джунглях столицы. Facebook говорил, что фотографии сделаны в Джакарте. Уточнять я не стала, да и зачем? Facebook лучше нас помнит даты рождения членов наших семей и друзей, так что с местом геолокации он вряд ли может ошибиться.

Я не стала долго раздумывать над тем, когда же придет пора проснуться и мне от этого долгого сна под названием «Как надо жить?». Продолжать играть выбранную (или навязанную мне?) обществом роль правильной девочки, у которой все складывается в установленном порядке, я устала. Открыв страницу одного из вузов Германии, в который я собираюсь подать документы уже третий год, я поняла, что готова, что время пришло. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
788
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
580
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
287
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
386

Другие новости