0
4728
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.05.2015 00:01:00

Человечества сны золотые...

Симона Пустильник

Об авторе: Симона Наумовна Пустильник – PhD, член Британского общества истории науки, Лондон.

Тэги: джаз, гедонизм, изысканная роскошь, роковая любовь, скотт фицджеральд, александр родченко


джаз, гедонизм, изысканная роскошь, роковая любовь, скотт фицджеральд, александр родченко Тобиас Батли в роли Гэтсби и Марта Либолт в роли Дэйзи в балетном спектакле «Великий Гэтсби».

«Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не умеет –

Честь безумцу, который 

навеет

Человечеству сон золотой...»

Беранже

В лондонcком театре Sadler Wells, славящемся своими балетными и танцевальными гастрольными представлениями – там можно увидеть и звезд испанского огненного фламенко, и традиционный японский театр Кабуки, – прошел балет «Великий Гэтсби» по одноименному роману американского писателя Скотта Фицджеральда (1925). Билеты были раскуплены за несколько месяцев... Джаз, гедонизм, изысканная роскошь, роковая любовь – балет в полной мере воссоздал ушедшую элегантность, очарование и соблазн бурной эпохи после Первой мировой войны. Неудивительно, название, которое дал Скотт Фицджеральд своему роману (книга, кстати, вошла в «культурный код» русского культурного человека, который может отличить Бебеля от Гегеля и Гегеля от Гоголя)...

20-е годы прошлого столетия были действительно великой эпохой как в советской России, так и в Америке. Эйфория неповторимого и великого золотого десятилетия... Советское золотое десятилетие – невероятная творческая энергия молодой постреволюционной России и начала великой утопии коллективизма. С другой стороны океана – гламурное десятилетие великой утопии американской мечты...

Тобиас Батли,  Марта Либолт и Джулиано Контадиани (в роли Ника).	Фото Bill Cooper, предоставлены Northern Ballet, UK
Тобиас Батли, Марта Либолт и Джулиано Контадиани (в роли Ника). Фото Bill Cooper, предоставлены Northern Ballet, UK

Удивительно – обе золотые эпохи обрубаются в том же самом году. В России – Великим переломом 1929-го, в Америке – Великой депрессией 1929-го. Но как по-разному решается тема.

«Великий Гэтсби» воссоздает атмосферу послевоенной роскоши и очарования американской мечты, которая вот-вот должна была осуществиться. А в советской России в это время полным ходом шло конструирование новой реальности и нового человека, который тоже вот-вот должен был появиться, уже виднелся на горизонте.

Социальное конструирование в России шло невероятно быстро. Новорожденный постреволюционный «коллективист» мгновенно перестает быть индивидуумом, становясь на глазах членом коллективного организма. И не просто винтиком – он активно и с любовью создает себя, с гордостью осознавая свою новоявленную коллективистскую сущность. «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше», – писал в 1924-м Владимир Маяковский.

Новому архетипу нужно было новое искусство. Искусство, архитектура, одежда выражают и отражают коллективное начало и должны были организовать и продвигать в «правильном» коллективистском направлении. Искусство становится синонимом жизни, а жизнь – синонимом искусства. Красота объекта искусства означала его полезность. Конструктивисты создавали объекты производственного искусства – полезные, понятные и вдохновленные жизнью и работой.

В 1925 году в Америке публикуется роман «Великий Гэтсби», воспевающий блестящий гедонистский мир послевоенной Америки. В этом же, 1925-м, советский конструктивист Александр Родченко первый и единственный раз попадает за границу, в Париж, – для оформления советского павильона на Международной выставке современных декоративных промышленных искусств. Его письма домой – искренняя тоска ошеломленного натиском и обилием недоступных и одновременно ненужных вещей человека и художника, тоскующего по своему ясному и понятному новому коллективистскому миру. И одновременно замечательный образец нового менталитета.

Осмысливая «природу вещей», Родченко пишет о вещах-товарах западного мира как «опиуме жизни», их пустой и ненужной красоте, которая противоположна «вещам-товарищам» социализма. «Мы должны производить и любить настоящие вещи» – таков результат парижских раздумий Родченко. Настоящие вещи – предмет искусства и труда в противовес легковесным однодневкам массовой культуры и производства. Не отсюда ли идет привязанность к вещам советского человека? Вещей мало, вещи дорогие и дорого достаются. И поэтому дороги. Шутили, что советский человек ничего никогда не выбрасывал.

Тема отношений между советским человеком и вещами и эволюция этих отношений еще ждет серьезного осмысления. Когда я зашла с мамой (ныне покойной) в лавочку антикварных вещей в Англии и она с большим интересом и любовью стала перебирать старые деревянные шкатулки, продавщица смотрела на нее как зачарованная, а потом сказала: «Так удивительно видеть такой интерес к ВЕЩАМ... Начинаешь по-другому на них смотреть».

Неудивительно, что обе цивилизации перестали понимать друг друга... И можно ли представить более различный подход? Роман Фицджеральда заканчивается смертью Гэтсби, который «верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом». Так и обе великие утопии остались лишь золотыми снами человечества. А дорога к счастью – не так же ли отодвигается она с каждым годом?

Лондон

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
357
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
374
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
297
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
196

Другие новости