0
5147
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.07.2014 00:01:00

Кот манул, люди в шервани и страусиная ферма

Злата Савицкая

Об авторе: Злата Сергеевна Савицкая – студентка.

Тэги: забайкалье, чита, студенческий фестиваль


забайкалье, чита, студенческий фестиваль На молодежном фестивале в Чите – много любви. Фото с сайта www.studvesna.com

Когда в самолете молодые столичные журналисты делились своими предположениями о том, что собой может представлять 1-й международный фестиваль «Студенческая весна стран ШОС» в Чите, то некое столичное пижонство, конечно, еще присутствовало. Вот, дескать, приедем в эту всеми забытую провинцию и увидим... Но что мы там можем увидеть!

Удивление началось еще в аэропорту. Встречающие – национальные бурятские танцевальные коллективы с хороводами и танцами. Не этно, конечно, скорее стилизованные под этностарину. Но все равно очень любопытно. Люди – обычные читинцы, кстати, преимущественно европейского типа, машут нам флажками. А из самолетов выходит колоритная для нас, москвичей, публика из стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества и стран, тяготеющих к ней, – в своих национальных одеяниях: шервани, сари, пагри... Здесь собралось более 3,5 тыс. участников из России и около 500 иностранцев из 17 государств-участников и государств-партнеров. Здесь индийцы, студенчество из Шри-Ланки, Китая, даже делегация из Японии.

Удивление продолжилось в самом городе. Очень современный, оказывается, и большой город эта Чита. С очень приличными дорогами, что совершенно нетипично для России. Правда, как потом рассказали местные жители, появились эти дороги аккурат к нашему празднику. И то хорошо. Главное, что теперь они есть. К празднику готовились, как говорят здесь, так, как готовились разве что к Олимпиаде в Сочи: и днем и ночью строили, возводили, сооружали. Заново отстроенные и отремонтированные общежития теперь тоже будут радовать читинцев. В общем, фестиваль – это благо. Если кто-то и ругает правительство за излишнюю любовь к массовым мероприятиям с большими затратами, то пусть поинтересуются сначала мнением читинских жителей. Они вам расскажут, что столь масштабных строительных работ за прошедший период в их городе практически не было. Нет, право, массовые зрелища – это пусть и косметический, но все-таки ремонт центральной части наших российских городов.

Далее наше удивление сменилось восторгом от церемонии открытия. Конечно, до шагаловских мотивов Олимпиады дело не дошло, но было здесь то, что потом на закате дней будут вспоминать читинцы. Я, например, впервые узнала, что салют бывает дневным. В светлое время суток взлетели в воздух снаряды, взорвались и разлетелись сотнями ярких огней. А закончился фейерверк еще более необычно: вертолет усыпал золотым и серебряным дождем весь стадион, где проходила церемония. Потом ветер еще несколько дней гонял по городу эти блестки.

Вообще читинское мероприятие должно стать репетицией 1-го Всемирного молодежного фестиваля, который планируют, как сообщил на пресс-конференции председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий, провести уже в 2017 году. Таким образом, у нас хотят возродить лучшие традиции молодежных фестивалей 1957 и 1985 годов.

На нынешнем фестивале в Чите – много любви. На все время проведения праздника в городе действовал сухой закон, поэтому народ от души ударился в лирику. Шри-ланкийские хлопцы гарцуют вокруг бурятских дивчин. Им не уступают индийские парни. А местный народ, что странно, совсем не устраивает им геноцида. Националисты притаились по углам. А может, здесь их отродясь не было.

От этого важного дела – построения взаимоотношений полов – участников фестиваля все время отвлекали какие-то мероприятия: то дискуссии, то экскурсии, то конференции, то медиафорумы, то презентации, то концерты. На фестивале было представлено всего шесть направлений, включая «Науку», «Политику», «Медиа» и «Предпринимательство», но направление «Творчество» было все-таки одним из самых массовых. Творили все по-разному.

В один из дней – а фестиваль продолжался со 2 по 7 июля – представители Индии устроили читинцам и участникам фестиваля праздник Холи. Это индийское мероприятие проводится у них на родине весной. Связано оно с тем, что весна – это сезон простуд, а индийцы – народ неунывающий – придумали остроумный способ подлечить себя. Они ежегодно выходят в один из дней весны на площадь и осыпают себя с головы до ног лечебными порошками из целебных трав, чтобы прогнать хвори. Вот теперь представьте себе, как на площади Читы местным жителям раздаются в порошках индийские травы: кумкум, ним, билва и т.д. Все разных ярких цветов, но самое главное – легко отмывающиеся.

И начинается радостное посыпание и измазывание друг друга разноцветным сырьем. Все, как дети, кидаются порошками и визжат от восторга. А потом то в одной, то в другой части города целый день ходят разноцветные люди... Травы же лечебные! Впрочем, некоторые хозяйственные читинцы предпочли унести порошки домой: то ли близких помазать, то ли приберегли для лечения в сезон хвори, то ли на память внукам.

Вообще не теряющийся этот народ – читинцы. Когда мы спросили у экскурсовода, а кто же является символом Читы, нам ответили... кот манул. А кто-то из местных еще и пошутил, что очень почитаем этот кот в домашнем быту у богатых читинцев. Естественно, на следующий день мы рванули в зоопарк, чтобы посмотреть на этих достойных животных, занесенных к тому же в Красную книгу. Но кота манула на месте не оказалось. Мы расстроились, а смотрители сказали, что кот этот до неприличия дикий и все время ухитряется царапнуть проходящих мимо людей своей когтистой лапой. Вот его и держат в дальнем углу от греха подальше. «А как же он дома живет?» – удивились мы. Смотритель рассмеялся. Хотел бы я, говорит, посмотреть на того человека, кто этого кота домой возьмет. Его, бандита, и на минуту в квартире одного оставить нельзя, вмиг погром случится, после которого восстановлению уже ничего не подлежит. Вот такой он – символ Читы.

Не одним котом манулом славится фауна Читы. Одним из направлений фестиваля было, как уже писалось выше, ознакомление молодых людей с примерами удачного предпринимательства. Вот тут мы удивились в очередной раз. Нам показали страусиную ферму. «Как, – недоумевая, спросили мы хозяина фермы, – ведь здесь, в Забайкалье, морозы под 40 и выше бывают, как же выживают здесь эти нежные животные?» «А я, – говорит хозяин, – их закаляю. Видите, молодняк гуляет, я периодически их в холодильник завожу на несколько минут в день, чтобы к холоду привыкали». Мы оторопели.

Оказывается, при желании можно и страусов в Забайкалье разводить. Если, конечно, сложности не пугают. Вот, например, хозяин этого экзотического бизнес-проекта с детства знал, что страус – птица пугливая, сразу прячет голову в песок. И действительно прячет, рассказывает теперь он нам, но только после того, как напакостит. Остывает, значит, он так от агрессии. А на агрессию он горазд. Порвет, что называется, на части. Эти страусы, жалуется хозяин, в драке хорошо ногами работают... и клювом тоже. И все норовят тех, кто их кормит, в благодарность за хлеб-соль в самое темечко клюнуть. Чтобы, значит, наверняка попасть – насмерть. А ногами – и того хлеще. Когда хозяин их купил, он их всех вместе в один вольер выпустил. За ночь они, как и полагается, все передрались. К утру из крутой двадцатки половина лежала без ног. Ноги другу другу они переломали, а костного мозга в костях страусов нет, и ни о каком восстановлении конечностей речи и быть не могло. Пришлось пустить страусов на мясо. Издержки бизнеса, как говорится...

Вообще, как я поняла, молодежный фестиваль – это в первую очередь школа жизни. А потом уже школа науки, политики и медиа. И мастер-классы, и круглые столы. И сто маститых политиков читали ребятам лекции. Все было.

Но все это в какой-то степени даже меркло перед разворачивающимися пейзажами забайкальской природы. Мне кажется, эти ощущения не покидали и членов наших делегаций, которые после праздничных мероприятий спешили в автобусы, чтобы увидеть красоту собственной родины. Которую, кстати, они совсем не знают. Я, например, тоже никогда не видела золотых приисков, не представляла, сколь причудливы бывают очертания угольных разрезов шахт. Не знала, что лилии могут расти как сорная трава, а заросли иван-чая – радовать глаз на протяжении всей дороги. Что маки могут быть желтыми и оранжевыми.

Это местным жителям и друзьям из ближнего зарубежья были в диковину наши столичные знаменитости – поп-певцы и победители телеконкурса «Голос». Ну и, конечно же, «Витязи», летная эскадрилья, подарившая им незабываемое шоу в небе. А мне, наверное, еще долго будет сниться читинская богатейшая природа. Жизнь, оказывается, она не в Москве или Питере, она там, где ты живешь. 

Чита–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
461
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
658
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
563
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
559

Другие новости