0
4485
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.06.2014 00:01:00

Футуристы идут на войну

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: война, 1я мировая война, литература, писатель, искусство


война, 1-я мировая война, литература, писатель, искусство Для Маяковского война была не только полем боя, но и эстетическим вызовом. Фото РИА Новости

Сто лет назад, летом 1914 года, Россия вступила в войну против Германии и Австро-Венгрии. Была объявлена мобилизация, начались действия на фронтах. Правительство и пресса развернули пропагандистскую кампанию. А широкие круги общества (от чернорабочих до творческой интеллигенции) охватила антигерманская истерия. Газеты и думские ораторы называли это «неслыханным патриотическим подъемом».

Среди мастеров искусства первыми поднялись на борьбу с немцем авангардисты. В первые дни войны в Москве возникло издательство «Современный лубок», выпускавшее афиши в народном стиле и открытки с патриотическими частушками. С издательством активно сотрудничали Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк. Будущий «поэт революции» со товарищи агитировал за войну, которую вскоре в нашей стране назовут империалистической. Наработки времен «Лубка» пригодятся Маяковскому и после 1917-го: в знаменитых «Окнах РОСТА» он использует образы храброго русского солдата (ставшего теперь сознательным красноармейцем) и пузатого немца-офицера. Зато англичане и французы из союзников превратятся во врагов-интервентов. Что ж, такова марксистская диалектика.

Оружием Маяковского в дни Первой мировой были кисть и карандаш, ведь на фронт его не брали как политически неблагонадежного. Впрочем, в первые месяцы войны добровольцев и без него хватало. Учителя, инженеры, адвокаты, студенты дружно записывались в полки, надевали юнкерские погоны. А на улицы российских городов выплеснулась неуправляемая толпа «патриотов».

Мелькали в ней и знакомые лица. По воспоминаниям современников, Маяковский в августе 1914-го забрался на памятник генералу Скобелеву и читал оттуда антигерманские стихи, а затем возглавил одно из шествий, направлявшихся громить немецкие магазины и предприятия. Шведский литературовед Бенгт Янгфельдт пишет: «Для Маяковского война была не просто полем боя, но и эстетическим вызовом – и шансом. Кроме военных стихотворений осенью 1914 года он написал порядка десяти статей, и в них воспевал войну как чистилище, из которого должен родиться новый человек».

Осенью 1915 года, когда в армии стала ощущаться нехватка личного состава, Маяковского все же призвали. Как бывший студент художественного вуза, он служил «по специальности» – чертежником в автомобильной роте, расквартированной в Петрограде. По вечерам после службы Маяковский ходил в литературные салоны, встречался с друзьями, писал поэмы «Война и мир» и «Флейта-позвоночник». Служба в автороте сделала из него убежденного пацифиста.

Где-то на западной границе шли кровопролитные сражения, а литературная жизнь в столицах продолжалась как ни в чем не бывало. Шумным событием стала презентация альманаха «Взял. Барабан футуристов». В него вошли произведения Маяковского, Хлебникова, Крученых и других авторов, навеянные актуальными военными событиями. «Футуризм взял Россию мертвой хваткой», – утверждалось в одной из статей альманаха.

На ситцевой мануфактуре Альберта Гюбнера в Большом Саввинском переулке тоже искали немецких шпионов. 	Фото автора
На ситцевой мануфактуре Альберта Гюбнера в Большом Саввинском переулке тоже искали немецких шпионов. Фото автора

Однако кое-кто из богемных друзей Маяковского все же понюхал пороху на фронте. Участник нашумевших уличных перформансов художник Михаил Ларионов попал в артиллерийскую часть, участвовал в боях, был контужен. Филолог Виктор Шкловский, теоретик и апологет футуризма, служил в дивизионе броневиков, побывал на галицийском и персидском фронтах, получил за храбрость Георгиевский крест. Такой же награды удостоились поэт Бенедикт Лившиц и художник Георгий Якулов (последний дослужился до ротного командира). В одной из газет даже появился фельетон о том, что война-де «перевоспитывает» легкомысленных представителей золотой молодежи и авангарда.

А вот будущий боец «левого фронта» Осип Брик, недолго прослужив в тыловой части, затем фактически дезертировал (его, человека обеспеченного, ротный писарь за взятку вымарал из списков).

Уходили на фронт отчаянные скандалисты и заядлые спорщики, литературные хулиганы и мастера эпатажа. Что ж, всякая война – экстремальное событие, и радикалы (от искусства ли, от политики ли) чувствуют себя на ней как рыба в воде. Недаром основатель футуризма итальянец Маринетти называл войну необходимой «гигиенической процедурой» для человечества и «единственным средством, с помощью которого футуризм сможет одержать решающую победу над прошлым».

Увы, война выпустила на волю и демонов ксенофобии. В 1915 году по России прокатилась волна погромов. Досталось немецким коммерсантам и колонистам, австрийским музыкантам, турецкоподданным в Одессе, этническим болгарам в Крыму.

Современные исследователи (в частности, американский историк Эрик Лор) реконструировали топографию московских беспорядков. Началось все на Страстной площади, где находилась «биржа солдаток»: жены и вдовы фронтовиков получали здесь заказы на шитье для нужд армии. Но однажды им объявили: сегодня подрядов не будет, расходитесь. Мгновенно распространился слух, будто бы заработка русских женщин лишили немцы – хозяева текстильных мануфактур и, естественно, шпионы кайзера. Взбудораженная толпа пошла громить фабрики Гюбнера (в Хамовниках), Цинделя (на Дербеневке), Шрадера (на Садовнической набережной). Шоколадный бренд «Эйнем» тоже оказался вражеским: ведь будущую фабрику «Красный Октябрь» основали выходцы из Вюртемберга. Масла в огонь подливали и некоторые русские писатели, публиковавшие статьи об «извечном, непримиримом» противостоянии славянской и германской цивилизаций.

Другие литераторы стали свидетелями антинемецких выступлений в союзных странах. «В это время в Париже свирепствовала эпидемия шпиономании. Германских агентов находили в кафе, в канцеляриях, в детских садах, даже у себя дома, в гардеробе жены… Когда наконец у старика, учителя географии, нашли исчерченную карандашом карту двух полушарий, а у старьевщика на Марше-де-Пюс – подержанный компас немецкого происхождения, подозрительность достигла высшего предела», – писал в романе «Хулио Хуренито» Илья Эренбург. Ему и самому из-за немецкого звучания фамилии в ту пору приходилось несладко. Но вскоре ура-патриотический угар в странах Антанты иссяк – на смену пришли другие лозунги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
931
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1263
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
969
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
799

Другие новости