0
5234
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.11.2013 00:01:00

Искусство городской среды

Кирилл Астахов

Об авторе: Кирилл Александрович Астахов – редактор «НГ-энергии».

Тэги: женева, городская среда, город, благоустройство


женева, городская среда, город, благоустройство Такие вот монстры с недавних пор «украшают» центр нашей столицы.

Когда я гулял по Женеве, мне сразу бросилось в глаза, насколько интересно оформлены обычно не самые презентабельные объекты городской инфраструктуры.
В 2011 году три талантливых граффити-художника Себа, Стыдливый и Яннис (Seba, Pudique, Yannis) разукрасили по заказу города тридцать мусорных баков в парке Бастион. Каждый бак несет на себе карикатурное изображение людей, которых можно встретить на улицах города, от женевцев до туристов. И несмотря на весьма смелую и упрощенную графику, эти картинки кажутся не оскорбительными, а скорее забавными, даже если находишь одну с чертами, похожими на твои. Неудивительно, что они пользуются большой популярностью у фотографов, гостей города и просто прогуливающихся в парке. Что уж говорить, я и сам перефотографировал половину.
На оформление каждого бака у художников уходило по полтора часа работы. Примечательно, что заказ обошелся Департаменту городской среды и безопасности всего в 2000 швейцарских франков, небольшую по женевским меркам сумму, в пересчете на наши деньги равную приблизительно 71 тыс. руб. Боюсь, российские чиновники на подобный проект с удовольствием отписали бы сотни тысяч, если не миллион, с нашей-то широкой русской душой. Между тем помимо улыбки, которую дарят прохожим эти веселые баки, есть и непосредственная польза для города. В департаменте отмечают, что с их установкой все меньше мусора кидают мимо урны.
Будучи редактором «НГ-энергии», не могу не упомянуть об одной инновации в сфере сбора отходов. Этим летом в Женеве начали, пока в малых масштабах, установку мусорных контейнеров, оснащенных солнечными батареями. Изготовленные американской компанией, эти высокотехнологичные контейнеры сами утрамбовывают мусор, благодаря чему вмещают в семь раз больше обычных 110-литровых баков. А встроенный датчик наполнения и подключение к сети Wi-Fi позволяют обслуживающей компании своевременно освобождать контейнер. Удовольствие это не из дешевых, одна такая урна обойдется администрации в 8000–9000 швейцарских франков (около 285–320 тыс. руб.), тогда как стандартная модель стоит 900. Однако сумма не кажется столь астрономической, если учесть значительную экономию на рабочей силе.
Уличные электрические шкафы стали еще одним неожиданным объектом искусства в Женеве. Женевский художник Мишель Фавр (Michel Favre) уже почти тринадцать лет украшает их своими картинами. К его услугам охотно прибегают городская администрация, оператор общественного транспорта Женевы (TPG), Swisscom, а также другие службы и компании. Однажды они решили, что чем отдирать каждый раз рекламные листовки, которые порой забивали даже замочные скважины, лучше превратить непримечательные электрошкафы в предмет восхищения, снизив тем самым риск вандализма. Результаты полностью оправдали их ожидания: количество подобных инцидентов и правда сократилось. Фавр уже успел оформить более ста объектов. Рисует он кистью и красками, иногда прибегая к помощи компьютера для создания трафаретов. Среди облагороженных им шкафов есть и хамелеоны, выдающие себя за часть архитектурного ансамбля рядом стоящего здания, и ретро-картинки, и фрески, и античные скульптуры, и еще много-много чего, радующего глаз. К слову сказать, в Лос-Анджелесе я тоже заметил электрошкафы и другие объекты городской среды, украшенные портретами различных знаменитостей.
Стрит-арт на службе города (Женева).	Фото автора
Стрит-арт на службе города (Женева).    Фото автора
Помимо эстетической составляющей, швейцарцы не забывают и о практической стороне вопроса. Те же электрошкафы-картины, например, они покрывают специальным средством, которое позволяет легче стирать посторонние надписи и рисунки.
А что же у нас? Еще в середине 90-х, глядя, как педантично, оклеивая все вокруг пленкой, не дай Бог запачкать, красят в Лондоне стены и многочисленные заборчики, я вспоминал закрашенные индикаторы и кнопки вызова лифта у себя в подъезде. С тех пор ни у них, ни у нас особо ничего не изменилось – к сожалению для москвичей.
В последнее время на улицах нашей столицы то тут, то там появляются новые автоматизированные общественные туалеты. Вещь, бесспорно, полезная, только вот зачем такие громадные и странного грязно-золотистого цвета? Лично мне они напоминают кузов здоровой инкассаторской машины. В историческом центре смотрятся чужеродно и несколько абсурдно. Цвет и форма, конечно, дело вкуса, но неужели нельзя было установить их на ровную поверхность, чтобы не пришлось подкладывать кирпичики под одну из сторон? И главное, устанавливают эти громадины сплошь на бульварах и площадях, на самом видном месте, разрушая тем самым их уникальный визуальный ритм. Если раньше мы «любовались» рекламными щитами на фоне достопримечательностей Москвы, теперь будем любоваться туалетами. Ясно, что в местах большого скопления людей они будут востребованы, но есть же альтернатива – поставить там указатели, а сами туалеты переместить на несколько десятков метров в сторону с глаз долой.
Недавно облагородили территорию у станции метро «Арбатская», убрали лишнее, открылся потрясающий вид на дом Моссельпрома. Поставили симпатичные клумбы, только вот дренаж не предусмотрели или установили неправильно. С первым же дождем одна из клумб превратилась в компостную яму, доверху заполненную водой, а как сезон цветения прошел, прямо в эту жижу кинули цветной щепы до кучи. Этот порочный круг безразличия, основанный на неуважении к своему и тем более чужому труду, я себе представляю приблизительно так: разрабатывают проект «а лишь бы красиво было, как будет функционировать через неделю-другую – дело десятое»; приходят сажать цветы «приживется, не приживется… да черт с ним, надо сажать»; приходят с щепой  «жуть какая… мне-то не платят столько, чтоб я тут еще воду вычерпывал, кину так, высохнет». Бывает правда и по-другому, находятся ответственные работники, душой болеющие за свое дело.
Кстати, помимо сокращения объема рекламы из всех нововведений в столице больше всего меня порадовало, пожалуй, именно использование цветной щепы (мульчи). Ближе к зиме яркие цветные клумбы вносят приятное разнообразие в серый московский пейзаж. Мало того, что красиво, укрывание щепой полезно для почвы и растений.
Довольно необычный и неожиданный подарок получила столица от олимпийской кутерьмы. В рамках программы внедрения элементов спорта в жизнь горожан «Олимпийские перемены» 8 ноября у станции метро «Выставочная» заработал автомат по продаже билетов на одну поездку, где вместо денег расплачиваться нужно приседаниями. Билет дают за 30 повторов в течение 2 минут. Интернет сразу взорвался сотнями шуток по этому поводу, припомнили создателям проекта и знаменитое «ку» из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!». А между прочим идея, на мой взгляд, блестящая в своей простоте.
В каждом городе есть свои плюсы и минусы. Женева, как и Москва, перекопана, это всех раздражает. И да, там тоже некоторые думают, что так пилится бюджет. Но все-таки что касается инфраструктуры, в первую очередь внимание надо обращать на недостатки, в надежде, что это подтолкнет нас с вами, а может быть, и уполномоченных чиновников превратить их в достоинства. Благоустройство и развитие городской среды не умножение, тут минус на минус не даст плюс.  

Женева–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1255
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1104
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2115
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
948

Другие новости