Красные «Ягуары» на белом снегу – дух захватывает!
Фото автора
День и ночь, горы и равнины, снежные завалы и зеленая трава – вот что отделяло участников исторического ралли Монте-Карло от финиша на набережной Принца Альберта. Всего полторы тысячи километров пути, но какие это были полторы тысячи!
Принято думать, что подобные любительские соревнования – это больше развлечение для богатых бездельников, обладающих обширными гаражами и не знающими, чем заняться на досуге. До какой-то степени мы тоже разделяли такую точку зрения, пока не проехали вместе с экипажами почти весь маршрут этой одной из самых знаменитых исторических гонок. И убедились: такое соревнование не для слабаков!
Rallye Monte-Carlo Historique в этом году проводилось в 16-й раз. Но на самом деле организаторы в скобочках всегда указывают совсем другое число, отличающееся на постоянную величину «86». Это та разница в годах, которая существует между первым ралли Монте-Карло (1911 год) и тем годом, когда ветераны вновь вышли на старт.
Большая часть пути пролегает по склонам Альпийских гор, и, несмотря на то что на Лазурном Берегу уже совсем тепло и вовсю цветет мимоза, в горах еще много снега, а дороги порой покрыты коркой льда, так что приходится «обувать» автомобили в шипованную резину. В долинах же асфальт, наоборот, абсолютно сухой и теплый и шипы на нем – настоящая катастрофа. Так что надо было не только следить за картой, но и принимать технические решения, в том числе и в вопросе выбора резины.
Самыми сложными становятся, безусловно, ночные участки. Первый «темный» этап ожидал всех в начале пути, после старта из пяти городов. Спортсмены провели в машинах практически целые сутки и к моменту прибытия на промежуточный финиш уже буквально валились с ног от усталости. Второй ночной этап завершал ралли и проходил по горным серпантинам вокруг Монако. Он состоял из трех спецучастков, один из которых известен всем любителям мирового чемпионата по ралли – Colde Turini.
Colde Turini, еще известный как «ночь кинжалов», экипажи всегда проходят ночью. Если смотреть на происходящее со стороны, то видно, как кромешную темноту ночи прорезают десятки необыкновенно ярких лучей света – фар автомобилей, взбирающихся по крутым дорожкам высоко в горы.
═ Русским «Волгам» в этом году Альпы не покорились. |
Добрые зрители традиционно для пущего интереса сверху кидают под колеса автомобилей побольше снега. И, кстати, в 2005 году Маркус Гронхольм и Питер Сольберг угодили на такой участок с накиданным снегом, что для обоих закончилось довольно печально. И если у Гронхольма это всего лишь сказалось на результате, то Сольберг был вынужден сойти с гонки, так как восстановить автомобиль после аварии было уже невозможно.
Никто из участников не сможет сказать, что финиш им дался легко. Завершал гонку ночной этап. Последние автомобили финишировали уже под утро. Счастливые, уставшие, пошатывающиеся спортсмены практически вываливались из своих автомобилей на набережной Принца Альберта в Монако. А потом было море шампанского и море радости, что все закончилось, а в следующем году будет еще один шанс пройти трассу и, возможно, опять победить.
В этом году в ралли участвовало несколько российских и российско-латвийских экипажей. Российская команда Russo-Baltic Racing запоминается прежде всего своими ярко-красными длиннокапотными винтажными Jaguar E-Type (1968, 1970 и 1971 годов выпуска). За три года своего участия в историческом ралли Монте-Карло RBR-Team их победы не случайны: они заработаны трудом и упорством. Состав команды хоть и меняется, но и пилоты, и штурманы – всегда люди, любящие машины и автоспорт. А механики, поддерживающие экипажи во время пути, помогающие с заменой резины и контролирующие техническое состояние автомобилей, в машинах разбираются, как боги.
═ Из 313 автомобилей до Монако добрались 252. |
Помимо команды Russo-Baltic Racing на «Ягуарах» были команды, выступавшие на образцах уже отечественного автопрома: «Москвич-408», «ВАЗ-2103» и «Волга ГАЗ М-21».
«Волгам» в этом году катастрофически не везло. Сначала с дистанции сошла одна из них, слетев вниз с высокого склона из-за ошибки пилота, а затем ее «подвиг» повторила и другая из-за отказа тормозов. К счастью, несмотря на несколько оборотов через крышу в обоих случаях, экипаж ни одной из них серьезно не пострадал. Во многом их спас не только прочный железный корпус, но и обязательный на ралли такого типа каркас безопасности, спортивные сиденья и пятиточечные ремни безопасности. Одну из машин так и оставили лежать на склоне Французских Альп: чтобы достать ее с такой высоты, нужна была спецтехника...
Такие аварийно опасные ситуации происходят не только из-за невнимательности водителей или технических проблем, но и в результате совершенно курьезных случаев. Так, например, однажды, вылетев из-за поворота, один из экипажей налетел на... стадо мирно пасущихся коров. Несмотря на сигналы и крики, эти флегматичные животные совершенно не понимали, чего от них хотят, и продолжали брести себе по дороге, где проходило ралли. Пришлось их аккуратно двигать бочком – и даже после того, как автомобили пробрались сквозь стадо, коровы не обратили на это внимания, так и шли дальше в своем направлении...
За четыре дня ралли экипажи прошли около полутора тысяч километров. Из 313 автомобилей финишировали 252, и это не так уж и плохо: в прошлом году из-за плохой погоды и обильных снегопадов потери были намного выше.
Вечером 1 февраля в одном из самых знаменитых залов Монако – Salledes Etoiles (Зал славы) состоялась церемония награждения призеров и победителей ралли. На сцену один за другим приглашали экипажи, занявшие призовые места. Гимны, аплодисменты, цветы. Два кубка достались экипажу № 225 команды Russo-Baltic Team – Илье Кашину и Кришьянису Цауне. «Что-то мне подсказывает, что мы сюда обязательно вернемся!» – сказал пилот одного из экипажей на красных «Ягуарах» Дмитрий Луковников.
Монако–Москва