Сразу и не поймешь, реальная ли жизнь становится сюжетом для сериальной, или наоборот?
Фото PhotoXPress.ru
Как это странно – проснуться на даче глубокой февральской ночью, подойти к темному окну, увидеть, как в свете уличного фонаря тихо планирует бесконечный снег, и вдруг задуматься о… полицейском государстве.
А это все оттого, что вечером позвонил приятель и долго говорил о том, что власть все-таки не отменит сухой закон для водителей. А это упорство, по его убеждению, приведет к колоссальной коррупции. Потому как даже одна миллионная промилле спирта на приборе инспектора ГИБДД дает даже заклятому трезвеннику шанс – либо попробовать себя в мастерстве взяткодателя, либо надолго стать пешеходом.
«Да они сейчас в МВД, знаешь, что придумали. Законопроект, чтобы уже и пешеходов обнюхивать!», – кричал в трубку мой неистовый любитель здравого смысла. – Представляешь, выпил в кафе пива. Вышел, а к тебе с трубочкой – а ну, дыхни! И что? Как минимум штраф. А то и 15 суток. Что получается? А то, что у нас скоро будет все для полицейских. И ничего – для граждан…».
Что же касается бдительных полицейских, то они в ту ночь мне очень понадобились. Чтобы скрасить бессонницу. И для встречи с ними не надо было никуда звонить или выбегать на улицу. Стоило только взять пульт от телевизора. Так уж сложилось на родном ТВ: в любое время суток найдется канал, где обязательно будет крутиться сериал или фильм, воспевающий тех, кто стоит на страже наших жизней, кошельков, безопасности, нравственности, трезвости и прочих важнейших для народа ценностей. Нажал на кнопку, и вот они…
– А потише нельзя! – раздался крик сына. И я отказался от идеи – до истечения ночи покемарить перед телевизором. Отправился в тишь Интернета. И вот там-то и нашел нечто более интересное, чем отдельный боевичок. «Банк сериалов» называется эта дивная панорама. Как истинный патриот, я нажал на кнопку «Отечественные», и передо мной развернулась захватывающая череда названий.
«Легавый», «Слепой», «Дикий », «Знахарь», «Сутенерщик», «Хиромант», «Важняк», «Дознаватель», «Лектор», «Джокер», «Кремень», «Стрелок», «Мент в законе», «Тамбовская волчица»… Качай – не хочу. И это лишь часть многосерийных и многосезонных повествований о героях-одиночках. А рядом всплывали групповые подвиги и приключения тех, кто нас бережет с помощью коллективных действий: «Ментовские войны», «Сыщики», «Черные волки», «Братаны», «Гончие», «Опера», «Демоны», «Стервы», «Судмедэксперты», «Мы с Ростова»…
Не беру проверенные временем более качественные сериалы, вроде «Улиц разбитых фонарей» или экранизаций повестей Александры Марининой. Ну, а о качестве того, что перечислено выше, лучше всего говорили аннотации, приведенные в «Банке». Приведу лишь некоторые.
«О сериале «Одинокий волк». Каждый человек живет по общим правилам, создавая себе подобных, и лишь немногие относятся к другой категории, их называют одиночки. Так проще жить – без семьи, детей и семейных устоев. Наш герой идет по жизни со своими принципами и четко понимает, где черное и белое, ему также не чужды чувства и симпатии женщин, он постоянно обходит их стороной, ему так проще...»
«В шестом сезоне сериала «Мент в законе» в Битово происходит громкое экономическое преступление: заезжих бизнесменов «кинули» на 100 миллионов рублей. Дерзкого афериста разыскивают оперативники Кручи, бандиты Сафрона и сами «бизнесмены», оказавшиеся членами организованной преступной группировки. В этом сезоне Сафрон также баллотируется в депутаты под лозунгом: «Я освобожу район Битово от преступности и от бездействия полиции».
«Паутина» криминальных связей в шестом сезоне сериала становится еще больше...»
«О сериале «Убойная сила-2». Иностранная делегация приезжает в Петербург. Ей хочется выяснить, правду ли говорят, что Петербург – криминальная столица России...»
«Семья алкоголиков» – сериал, создатели которого, по всей видимости, пытаются высмеять повседневный рутинный быт обычных людей на примере семьи алкоголика Сереги. Главный герой сериала, как вы уже наверное догадались, сам Серега. Его сценический образ не далеко отошел от реальной жизни – он самый что ни на есть обыкновенный алкоголик и не скрывает этого.
Семья Сереги не мала и не велика: жена – истеричка-клептоманка, сын – гомосек, и дочь, которая мотает срок в тюрьме».
Этот ночной дайджест, кажется, окончательно лишил меня желания продолжить сон. Конечно же, тем, кто сочиняет такие зазывные приманки, ничего другого не остается. Хотя бы потому, что сериалов много, а просмотреть каждый до конца и только потом написать аннотацию – немыслимо. Лучше изложить свое видение борьбы добра со злом.
Да и потом невнятица многих леденящих душу историй имеет свои технологические особенности. О них мне невольно поведал один молодой журналист, который ушел из прессы на телевидение. Когда я при случайной встрече спросил: «А чем вы там занимаетесь?», ответ был лаконичным, но не очень мне понятным: «Я в сериале». «Снимаетесь?», – не унимался я. «Смеетесь? ДиАлоги пишу!»
С ударением – это он так пошутил. А дальше рассказал, что состоит в бригаде тех вольных драматургов, которые на каждый день получают что-то вроде наряда-задания для написания какой-то сцены, эпизода, разговора. «Бригадир» говорит автору очень примерно, что должно произойти в результате общения двух действующих лиц на протяжении трех страниц: «Никто не должен погибнуть, но между этими парнями вышел большой напряг».
За такой «диАлог» Игорю платили до ста долларов, в зависимости от качества. Когда я спросил его, о чем тот сериал, в который он пишет сейчас, парень посмотрел на меня с изумлением: «Откуда я знаю! Там двадцать серий. Я не уверен, что и бригадир знает. Это надо наверху спрашивать…»
Конечно, это признание скорее всего не касается тех сериалов, которые снимаются по чьим-то книгам, оригинальным сценариям и пр. А вот бригадная технология часто себя выдает не только потерей логики в повествовании, но и просто нелепым поведением действующих лиц.
Наверное, многие зрители замечали то, что в совершенно разных полицейских сериалах начальники доблестных героев ведут себя абсолютно одинаково. Особенно это заметно, когда на роль руководителей, начиная со звания подполковника, приглашают именитых актеров. Скажем, Сергея Никоненко или Леонида Куравлева. Но что они там играют?
Там, за далями телевизионных горизонтов – бесконечные саги о плохих парнях и хороших ментах. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Типичных эпизодов, мне кажется, всего два. Первый – совещание у начальника, на котором он супит брови и говорит, что все сроки следствия уже истекли, что звонили сверху и скоро полетят головы.
А второе классическое появление – начальник входит в комнату к операм, собравшимся снять напряжение с помощью «по сто грамм». Он тут же приказывает немедленно прекратить и разрешает продолжить только после окончательной победы над убийцей, маньяком и пр.
Возможно, такие начальники остались на экране еще с советских времен – с просьбы к киношникам: вы уж там обязательно покажите роль руководства. Вот и показывают до сих пор, привлекая известных актеров, только последним сыграть нечего. Или, может быть, в реальных правоохранительных структурах начальники по такой же глубокой драматургии как раз и руководят?
Впрочем, зрителям все ходы и образы в таких сериалах хорошо известны.
Честный пожилой сыщик, отправленный на пенсию досрочно – за свою принципиальность. Или потому, что его «подставили».
Непобедимый мент-отморозок, который понял, что следовать закону – значит завалить любую операцию. Поэтому он «заваливает» из всех стволов предполагаемую нечисть с подозрительным упоением. Периодически его отстраняют от дел, но потом признают, что без «лютого» ничего не получается.
Экзальтированная красавица, подруга криминального авторитета, влюбляющаяся в крутого полицейского.
Верная жена полицейского, уставшая сутками ждать мужа с очередной операции и потому уезжающая на время к маме.
Наркоман-осведомитель, способный за дозу сдать мать родную, а не то что какую-то там банду или синдикат.
Но как бы то ни было, наивные, глупые, плохо сделанные сериалы все равно так или иначе придумываются для победы добра над злом, справедливости над беззаконием. И в целом, как мне кажется, в той стране полицейских, что выстроена творческими силами кино и телевидения, в той бесконечной череде событий, конфликтов, противостояний героев с антигероями, обычным гражданам, сидящим у телевизоров, комфортно. Они видят, что интересы таких же, как они, граждан по ту сторону экрана, даже в самых плохих сериалах учитываются куда больше, чем в нынешней многотрудной реальности.
Сколько же удовольствия от нереальной жизни в сериале. Там «мокруха», «мочилово» – все не по правде, все не с тобой. А тут телевизор выключил, открыл почтовый ящик и нашел квиток к оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по новым тарифам. Как говорится, конец фильма.
Поэтому, когда сегодня к вечеру мне вновь позвонит приятель и скажет: «Ты слышал, что они еще собираются ужесточить?» – я отошлю его к банку сериалов. Пусть отдохнет до следующего законопроекта «по дальнейшему улучшению» чего-нибудь еще.