0
1960
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.01.2013 00:00:00

"Шведские дома" Будапешта

Наталия Якубова

Об авторе: Наталия Якубова - журналист.

Тэги: рауль валленберг, война, будапешт


рауль валленберг, война, будапешт Был красивый жизнерадостный человек. Он сделал все что мог.
Фото с сайта www.judiska-museet.se

Недавно в Будапеште в пятнадцатый раз прошли Дни культурного наследия. По традиции проводились разнообразные дополнительные программы во многих музеях, открывались запасники, желающих приобщали к археологическим раскопкам и посвящали в премудрости реставрационных работ, а также предлагали посетить ряд памятников культуры в силу разных причин для публики обычно закрытых – например, заглянуть в здания президентского дворца или зарубежных посольств.

С некоторых пор программы этих дней стали обогащаться за счет вполне нетрадиционных экскурсионных предложений – часто их инициаторами являются уникальные энтузиасты-краеведы или даже целые краеведческие сообщества. Одно из таких спонтанных объединений носит название «Дом – наш!». На странице в Facebook на выбор несколько историко-культурных прогулок по Уйлипотварош – не самому центральному району Будапешта. Объединение началось с популяризации его скрытых архитектурных красот – материала здесь достаточно, чтобы рассказать об истории венгерских последователей «Баухауса». Рядом приглашение в гости к символистам и авангардистам, а также к их меценатам – Уйлипотварош был некогда для этих людей излюбленным местом проживания и кипучей деятельности.

Предложило объединение «Дом – наш!» и такую новую тему: «Дома под опекой Рауля Валленберга». Четвертого августа прошлого года исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого шведского дипломата, спасшего жизни десятков тысяч евреев, и не случайно 2012 год, по решению правительств Швеции и Венгрии, носил его имя. Подробности же того, что происходило в Будапеште под конец войны, оживали во время прогулки по XIII району.

Поскольку во Второй мировой Венгрия была союзником Германии, к 1944 году здесь парадоксальным образом оказалась наибольшая на всей попавшей под контроль Гитлера территории еврейская община. Что, разумеется, кололо фюреру глаза. И час пробил, когда подготовка к ликвидации началась и здесь. На этой стадии, однако, все еще можно было в какой-то мере опираться на закон и международное право, и усилия дипломатических миссий – не только шведской – были направлены на то, чтобы обеспечить как можно большее число людей документами своих стран.

Наверное, это сочетание обыденности – в данном случае не важно, что обыденности сегодняшней, и скрытого ужаса, который надвигался на обитателей «шведских домов» (вскорости обладатели международных паспортов были сконцентрированы здесь в «международное гетто»), придает меланхолической убедительности нашим длительным стояниям в типичных для Пешта внутренних двориках и на лестничных клетках. На нас с недоумением смотрят жильцы, коротающие последние в этом году сиесты у себя под окном или пробирающиеся с коляской к лифту. А нам рассказывают про скрытую систему комнат для прислуги (предусмотренную планировкой в квартирах живущих на широкую ногу буржуа) – эти комнатушки с отдельным выходом на черную лестницу были соединены с мусоропроводом, по которому в случае опасности можно было себя более-менее удачно «сбросить»...

О Рауле Валленберге написано много. Но наш гид Балаж Мацо не раз ссылался на рассказы здешних жителей, собранные из первых рук во время подготовки к этой экскурсии. Образ Валленберга обрастает все новыми и новыми легендами – и гид не скрывает, что это, может, именно что легенды, а может, и прямо-таки фантазии, но, по его мнению, важно то, что память сохранила этот образ так, а не иначе.


Аллегория убивающему змею – в парке Св. Стефана.
Фото автора

В истории Валленберга особо трогает, пожалуй, постоянное расширение избитого понятия «сделать все, что в моих силах». Он как бы постоянно прощупывал, а можно ли сделать еще что-то и еще что-то. Выговорить право сначала на 1500, потом на 2500, потом аж на 4500 охранных паспортов, а напечатать потом вдвое-втрое больше, «выбить» дополнительную жилплощадь для их обладателей, отменить уже принятое решение о ликвидации международного гетто... Остановить уже начавшуюся экзекуцию... И память тех, кто был в этом гетто ребенком, запомнила его именно таким – разрабатывающим новые, все более рискованные планы (неважно, что они были отброшены и что историки, таким образом, не могут подтвердить, что они действительно существовали). Или просто появляющимся тут с невиданным доселе продуктом – замороженным зеленым горошком... Этот молодой человек, стоящий перед нами, разыскал тех, кто жил здесь в 1944–1945 годах и кто до сих пор живет в этом городе, спрятанные в своей старости, в своих квартирах, он с ними поговорил, он сам стал почти что свидетелем...

Наконец, мы у мемориальной доски на улице, носящей имя Валленберга. Как ни странно, говорит наш гид, именно на этой улице нет ни одного «шведского дома». Но уже само установление этой доски было в 1989 году (!) шагом к возвращению этого имени на карту Будапешта. Как известно, советские власти историю Валленберга, погибшего, по всей видимости, в застенках Лубянки, сильно недолюбливали. С этим обстоятельством связана и судьба памятника шведскому дипломату – сейчас он стоит недалеко от бывшего «международного гетто», в небольшом парке Св. Стефана рядом с Дунаем... Аллегорическая фигура «Убивающего змею» была выполнена скульптором Палом Патцаи сразу после войны; памятник был воздвигнут в 1949 году, но тут же снят... До сегодняшнего дня оригинал этой скульптурной работы украшает вход фармацевтической фабрики в Дебрецене, а силуэт ее использовался в течение многих десятилетий как ее эмблема (производителей лекарств никак не смущало, что в их области змея, здесь убиваемая, обычно выступает как символ медицины). В парке Св. Стефана копия скульптуры на пьедестал с увековечивающей подвиг Валленберга надписью была водружена лишь в 1999 году.

Да, на мемориальной доске на улице Валленберга дата смерти отсутствует. Странное ощущение от зияющей одной-единственной даты – 1912. Как напоминание о том, что обстоятельства гибели так до сих пор и не прояснены...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1865
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1593
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1372
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
997

Другие новости