Йозеф Судек во время съемок.
Фото с сайта www.josefsudek.net
Самая запоминающаяся картинка детства – отец, колдующий в темной кладовке с красным светом над очередной фотографией. Мы с братом, затаив дыхание, сидим смирно в уголке и следим за процессом. «1, 2, 3, 4…» – медленно считает отец и, ухватив фотобумагу щипцами, опускает ее в проявитель. Иногда мне или брату дозволяется подвигать проявляющуюся фотографию, чтобы проявитель равномерно покрыл ее поверхность. Помню то мое первое потрясение, когда отец, посмотрев на фотографию, без раздражения отправляет ее в мусорное ведро. Потом вторую, третью… Скоро я привыкаю к тому, что из целой пленки он отбирает совсем маленькую часть кадров. Но все равно ужасно жаль. «Для фотолюбителя это уж слишком, – ворчит в эти минуты моя мама. – А вы еще долго будете этой химией дышать? Марш отсюда!» – прикрикивает она на нас с братом. Мы нехотя бредем из кладовки, прихватив папин мусор… Критерии художественности фотографии вырабатывались тогда самими же фотолюбителями и были порой очень высоки.
Мало что изменилось в этой области с тех пор, ведь даже сама история и теория фотографии рождались на глазах еще живущего поколения. Чешский теоретик фотографии Анна Фарова незадолго до своей смерти в 2010-м в одном из интервью с упреком сказала, что теория живописи возникла только в эпоху Возрождения, так почему же все хотят видеть теорию фотографии готовой уже сегодня? Прошло ведь каких-то 150 лет. Кстати, сама Анна Фарова сделала немало, чтобы приблизить эту теорию к завершению... «Не было бы Анны Фаровой, не было бы открытий для мира многих знаменитых чешских фотографов», – услышала я от смотрителя галереи Вацлава Шпалы Павла Лагнера во время недавней поездки в Чехию. Мало того, что мешают собственные критерии автора, так еще и надо, чтобы фотографию, которая уже сама по себе ценна, что отражает время, оценили критики? А без них? «Не думаю, что без Фаровой не было бы Судека, – опровергла эту мысль куратор выставки в Доме-музее Йозефа Судека Луция Млынаржова. – Он все равно бы был. Талант всегда находит почитателя, пусть даже после смерти». И поправилась: «Но лучше ему помогать».
В Доме-музее Йозефа Судека, известного любителям фотографии во всем мире, как, впрочем, и любому человеку, интересующемуся искусством, я оказалась на выставке молодой выпускницы Пражской академии искусств. Девушка работает, продолжая традиции мастера. Одно время у устроителей выставки была даже мысль, чтобы фотографы попробовали снимать старой камерой художника. Это было бы настоящим продолжением традиций. Но эта девушка, выставку которой я посетила, подражает всего лишь стилю Судека, который пережил многое, даже конструктивистские увлечения чешской фотографии, но остался верен классической светописи. Хотя снимает цифровой камерой. Сам фотохудожник даже в пору существования удобных фотокамер (а он прожил достаточно долгую жизнь) снимал допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. Одну из таких камер с его любимым форматом 30х40 я увидела в доме-музее. Небольшая, но все равно очень неудобная, если принять во внимание еще и тот факт, что знаменитый фотограф снимал одной левой рукой. В Первую мировую войну он был ранен. Вроде не опасно, но развилась гангрена, приведшая в конечном итоге к ампутации руки. Снятые этой допотопной техникой работы Судека – не слепки с реальности, они словно из сказочной ирреальности. Его световая живопись здорово передает полутона, воздух, пространство. Это же делает его работы интересными для подражания.
Фотолюбители сами вырабатывают критерии художественной фотографии. Фото Reuters |
«Принцип составления коллекции, который сегодня продолжают создатели фондов ППФ Арт, ввела еще Анна Фарова, – рассказывает наш гид Марция. – Она предлагала не ограничивать собрание работами известных авторов. В ряды фотографов, писавших первые страницы истории, должна обязательно вливаться новая волна современных художников, уже получивших специальное образование». ППФ Арт – это небольшая структура, состоящая из нескольких профессионалов экспертов, является подразделением компании, основной вид деятельности которой связан с далеким от искусства делом. Однако галереи открыты для публичного посещения.
Разброс во времени фотографий, хранящихся в загашниках коллекции, – более века. Самая старая из фотографий датируется 1908 годом. Хранить их достаточно трудно, ведь они представляют собой сплошной эксперимент над техникой печати. Многие из авторов, особенно тяготеющие к пикториализму, обращались к довольно сложным техникам: гуммиарабиковый принцип, олеография, резинотипия. Есть и знаменитый Дртикол. В пикториальную эпоху фотографии он был одним из ведущих представителей этого направления в мире. Правда, более он известен сегодня своими фотографиями с обнаженными натурщицами. В начале 30-х годов он разработал новую систему образов, которую назвал «фотопуризм». Вместо реальных женщин в композициях появляются вырезанные из картона или фанеры силуэты, напоминающие женские. В коллекции ППФ Арт есть Драгомир Ружичка, основоположник Американского общества фотографов-пикториалистов, приехавший в 1921 году в Прагу. И другие представители всех направлений и течений в истории мировой и чешской фотографии.
Дворик перед домом Судека полон почитателей его таланта. Темнеет рано, зажглись фонари. Но люди не спешат расходиться. И сам внутренний двор, где стоит этот крошечный одноэтажный домик, теперь все больше напоминает сказочный мир фотографий мастера. В самом доме почти ничего не осталось от той жизни. Он горел спустя несколько месяцев после смерти владельца. В этом пожаре серьезно пострадала сестра фотографа. Сгорело почти все имущество, за исключением нескольких вещей и коробки со снимками. Фотограф ничего не выбрасывал, он просто складывал «отбракованные» им кадры в коробку. Этот «брак» сегодня принадлежит ППФ Арт. Таких работ больше нет ни у кого. Что позволило компании издать отдельный альбом под названием «Интимный Судек».
Фотолюбители сами вырабатывают критерии художественной фотографии. Фото PhotoXPress.ru |
Я сразу вспомнила дом-музей в Ясной Поляне, где была некоторое время назад по заданию редакции. Там, в загашниках музея, нам показали мешок с содержимым мусорной корзины. Софья Андреевна велела «законсервировать» корзину сразу после смерти Льва Николаевича. В последующей за печальными событиями суете про мусор забыли. И нашли чуть ли не столетие спустя. Радость была безмерной. Так что я понимаю этот восторг первооткрывателя, когда эксперты ППФ Арт демонстрируют посетителям своего хранилища раритеты, которые хранятся в специальных контейнерах и запечатаны в особую бумагу, не вступающую в химическую реакцию с фотографией.
Все-таки как хорошо, что Судек не уничтожал содержимое своей «мусорной корзины». И мы имеем редкую возможность – понять принципы работы его критериев художественности фотографии. Говорят, что скоро коллекция ППФ должна приехать в Москву. До встречи с интимным Судеком!