0
2521
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.12.2012 00:00:00

Смотреть – и никаких гвоздей!

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - заместитель главного редактора "НГ", ответственный редактор приложения "НГ-наука".

Тэги: наука, исследования, мозг, искусство


наука, исследования, мозг, искусство Марина Абрамович (сидит слева) готова ради науки жертвовать своим «творческим телом».
Фото Laboratoria Art&Science Space

Возможно, именно в этот самый момент Марина Абрамович, сербская художница, живущая в США, проводит свой очередной – научный эксперимент? художественную акцию? сеанс суггестии? – в общем, исследование среди индейцев Амазонии. По крайней мере об этом своем намерении Марина заявила недавно в Москве на Международном научно-художественном симпозиуме «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук».

Само это мероприятие, проходившее в Политехническом музее, трудно поддается какому-то форматированию. Организаторы, московская LABORATORIA Art&Science Space, предпочли такое объяснение: искусство может помочь понять, как из воды мозга рождается магия души и сознания. Отсюда – и тематика симпозиума, открытого, кстати сказать, для любого человека с улицы (100 руб. вход): «Природа сознания, его взаимосвязь с творческим процессом», «Как мозг управляет взглядом: сила взгляда, подлинность и притворство», «Где находится мое «Я» и как мозг думает о самом себе?», «Гении и таланты: вершина эволюции человека или сбой в программе развития?», «Как мозг рождает произведение искусства и как он воспринимает красоту и гармонию?», «Перспективы искусственного разума. Будет ли в нем творческое начало?», «Возможно ли передать субъективный опыт другому человеку?», «Могут ли два мозга синхронизироваться, если они слушают одну и ту же музыку?»…

«Сорок лет я потратила на то, чтобы исследовать энергию своего тела, – пояснила Марина корреспонденту «НГ». – Я общалась с аборигенами Австралии; четверть века общаюсь с представителями Тибета. Следующий этап – шаманы Бразилии, еду туда на два месяца, буду изучать их практику работы с энергетикой тела». Про нее так и пишут: «Главный объект творчества Марины Абрамович – тело. Более 40 лет она создает произведения, которые являются испытанием для самого художника и для зрителя. Она исследует пограничные состояния сознания через боль и шок, медитацию и взаимодействие». Исследует по-серьезному, самозабвенно. Недаром, наверное, Марина Абрамович – обладатель нескольких почетных докторских степеней в области искусства.

На московском симпозиуме Марина проводила сессию «Измеряя магию взгляда». Но прежде была интересная предыстория. В 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) ровно три месяца длился ее перформанс Artist Is Present («В присутствии художника»). Каждый посетитель мог смотреть в глаза художнику. У кого-то хватило духу на 5 минут такого смотрения; некоторые «марафонцы» выдерживали и 12 часов. И ведь это не просто любование друг другом; это два мозга смотрят друг на друга через маленькие дырочки. 716 часов 15 минут в общей сложности продолжалась эта игра в гляделки. Впрочем, сама Марина подчеркивает, что это была не игра. «После этого эксперимента я была совсем другой – и на психологическом, и на всех других уровнях».

Кстати, я поинтересовался у Марины Абрамович, как она восстанавливалась после такого эмоционального и морального стресса – записалась на прием к психоаналитику, улетела поваляться на гавайских пляжах, что-то еще?.. «Психоаналитик мне точно не был нужен, – последовал довольно твердый ответ Марины. – Но… физически мне было очень тяжело. Приходилось сидеть на стуле без подлокотников. Через три дня я поняла, что это была моя ошибка! Боль в спине, в ногах, болит все тело… Во время концентрации внимания боль отступала; но новый визави – новая волна боли».

А как все-таки восстанавливалась? «После трех месяцев сидения, когда я встала со стула, – радость переполняла меня. Ради этого мгновения можно было пожертвовать многим, – призналась Марина. – Первая реакция – на природу, потрогать деревья, поплавать, погрузиться в простоту жизни. Но физическая боль несколько месяцев не отпускала».

В общем, после этого опыта смотрения Абрамович начала сотрудничество с учеными, занимающимися изучением мозга. «Излучения мозга пронизывают все...» – уверена Марина. Это лишний раз подтвердил перформанс «Изучая магию взгляда» в ЦСК Гараж, Москва (2011). Там уже была серьезная научная подкладка: люди не просто смотрели в глаза Марине Абрамович – в этот момент у обоих участников «смотрин» снимались энцефалограммы. То бишь карта электрической активности мозга.


Большая аудитория Политехнического музея в ожидании мозгового штурма.
Фото автора

«Даже при контакте со «взглядом» робота наш мозг преображается, – рассказывает член-корреспондент РАН Константин Анохин, руководитель лаборатории нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН. – Как мозг одного человека воздействует на мозг другого? Что происходит с мозгом в этот момент? В мозге есть области, которые отвечают за восприятие лиц. Эволюционно это очень древние области. Даже вороны и утки распознают людей».

Сугубо бытовое наблюдение. Могу засвидетельствовать: с тех пор как в лифте моего дома повесили зеркало, как-то самой собой в лифте стало чисто. Просто некогда выкручивать лампочки, если ты кому-нибудь смотришь в глаза, даже своему отражению в зеркале. А ведь это был бы неплохой эксперимент: проследить, как меняется энцефалограмма, когда человек смотрит на себя в зеркале.

«Мы проверяли: есть ли синхронизация электрической активности мозга, – поясняет Александр Каплан, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. – После обработки более 300 энцефалограмм оказалось, что коэффициент корреляции не равен нулю. То есть какое-то взаимодействие все-таки есть. Есть связь между энцефалограммами двух смотрящих глаза в глаза людей». Добавлю, что в 20% случаев этот коэффициент оказался очень высоким – около 0,5; и в 5–6% – очень-очень высоким – 0,6–0,8.

Симпозиум Brainstorms стал своеобразной попыткой подытожить, обсудить собранный экспериментальный материал. Тот же Александр Каплан хорошо, по-моему, обозначил проблемное поле: «Искусство и наука – два способа формализации реальности. В науке – доказательство; в искусстве – образ. Марина Абрамович открыла третий путь: мозг контактирует с реальностью без какой бы то ни было формализации».

Но я все же припомнил еще одну ситуацию непосредственного общения – мозг в мозг. Здесь даже глаза «не работают», а без света – так еще лучше! Из одной умной книжки я узнал, что в нашем мозге есть так называемые бимодальные нейроны, позволяющие найти губы своего партнера даже в темноте. Они отвечают одновременно за тактильные ощущения и визуальное восприятие и остаются активными даже в темноте. Это и позволяет мозгу следить за положением головы по отношению к объекту даже при отсутствии света.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости