0
2515
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.11.2012 00:00:00

Жизнь и сцена

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович - обозреватель "НГ".

Тэги: театр


театр История театра началась еще в XIX веке, само здание оперы открыли в 1912 году.
Фото с сайта театра

1732-й – в Лондоне, 1776-й – в Москве, 1778-й – в Милане, 1792-й – в Венеции, 1869-й – в Вене, 1875-й – в Париже, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Мюнхене, Мадриде, Брюсселе, Берлине… Наконец, 1912-й – в Екатеринбурге открылся театр оперы и балета. Сто лет – много или мало? В зависимости от того, чем их наполнить, скажете вы – и будете правы. За целый век Екатеринбургский театр прошел путь от небольшой провинциальной труппы до коллектива федерального подчинения (в этой компании также – Большой, Мариинский и Новосибирский театры).

На самом деле история этого театра началась еще в XIX веке – в город часто приезжали столичные оперные антрепризы, а потом любители жанра создали свой музыкальный кружок, который вскоре по уровню готов был соперничать с профессиональными труппами. Здесь не боялись ориентироваться на Москву и Петербург: прошли там премьеры «Царя и плотника» Лотцингера, через год, в 1909-м, готов спектакль в Екатеринбурге (кстати, после этого оперу ставили только Михайловский театр и – совсем недавно – Театр Бориса Покровского). В общем, успех артистов у горожан подвиг местные власти на строительство. Екатеринбургские чиновники на торжественном банкете подтвердили, что деньги были потрачены немыслимые (специально подняли архивные документы!), результат превзошел ожидания – в 1912 году в городе появилось элегантное, нарядное здание оперного театра.

Первым спектаклем, который давали на новой сцене, была «Жизнь за царя» Глинки, с итальянским дирижером и отечественным режиссером – Александром Яковлевичем Альтшуллером. Через пару лет начала работу балетная труппа – и началась полноценная жизнь. Насыщенная и интересная: порой за сезон здесь умудрялись поставить больше спектаклей, или, точнее, премьер, чем в наши дни. А творческие силы? Екатеринбургский театр стали называть школой кадров – певцы, режиссеры, дирижеры, проработав здесь несколько сезонов, получали приглашение… в Большой театр, ну, или как минимум в Москву. Здесь началась карьера Сергея Лемешева, Ивана Козловского, режисеров Владимира Лосского и Леонида Баратова – это в первой половине века. А во второй – Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев… Кирилл Тихонов – «папа» «Геликон-оперы», Евгений Колобов – легендарный основатель московской «Новой оперы», Александр Титель – худрук музыкального театра имени Cтаниславского и Немировича-Данченко.

Иван Козловский писал в своей книге воспоминаний: «Сезоны 1924 и 1925 годов. Их мне не забыть. Никак не забыть! Они были, можно сказать, отправными этапами в моей дальнейшей сценической биографии. Именно здесь я получил настоящую зарядку как артист и оперный певец. И я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться, найти све настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный творческий процесс». А вот Александр Титель в одном из интервью: «Суровость климата, почти вечный снег. Непритязательность – тогдашняя – этого города. Пустые нередко улицы, потому что все работают. Простые, открытые люди, на которых можно положиться. Труппа, которую я нежно возлюбил. При 30–40-градусных морозах в нашем уютном театре было всегда тепло. И по-человечески тоже. Сложилась удивительная творческая атмосфера. Работалось легко. Когда я приехал, сам театр и окружающие здания были какие-то угрюмо-зеленые. Но потом случилась реконструкция, театр покрыли белой мраморной крошкой, и он стал непередаваемо красив. Особенно зимой, когда сливался с белоснежным окружением и в нем горели только окна, это был абсолютно феллиниевский «И корабль плывет». Мы отсюда не вылезали по 12 часов в сутки. И так – 11 лет». А вот воспоминания одной из зрительниц: «Когда мы только поступили в университет, начали учиться, первым делом мы пошли в оперу. Впечатления мне трудно передать словами, настолько увлекал меня этот фантастический, сказочный мир. Конечно, мы ходили и в драму, и в музкомедию, но оперный театр всегда был на первом месте; потом мы начали водить сюда дочерей. Стипендия была небольшая, и, конечно, мы могли себе позволить только самый верхний ярус. Но если вдруг удавалось достать билет на этаж ниже – это был уже шик. Когда мы закончили учебу и уже начали работать, муж сказал: «Теперь мы идем в партер!» Цитата эта не дословная – но суть, думаю, передана верно. А зовут эту зрительницу Наина Иосифовна Ельцина.


Екатеринбургский театр называют школой кадров – певцы, артисты, режиссеры отсюда нередко получают приглашение в Большой.
Фото пресс-службы Екатеринбургского театра

Еще за екатеринбургским театром закрепилась слава экспериментатора: здесь не боялись новых (или хорошо забытых) названий. Именно здесь началась слава композитора Владимира Кобекина, чьими сочинениями в афише гордятся и столичные театры. В 1987-м за сценическое рождение оперы Владимира Кобекина «Пророк» театр был удостоен Государственной премии, это была уже вторая награда высшего порядка – первую театр получил еще в 1946 году за постановку «Отелло» Верди.

А сейчас? Говорит Андрей Шишкин, директор театра: «В день премьеры «Бориса Годунова» (этим спектаклем в постановке Александра Тителя открылся юбилейный, 100-й сезон. – «НГ») здесь уже работают прилетевшие из Лондона режиссер и художник «Летучего голландца», который выйдет в сентябре 2013 года. При этом висит приказ о премьере

16 мая «Отелло», и приезжает художник балетной премьеры

1 марта. Мы знаем, что с нами будет через год: параллельно идет работа над тремя-четырьмя спектаклями». Жизнь кипит? Еще как. Торжественный концерт к 100-летию показал, что труппа в прекрасном состоянии, им под силу и итальянцы, и французы, и даже джаз. К старейшинам сцены присоединяются молодые, кстати, уже лауреаты конкурсов, с оркестром работают именитые маэстро. Вот еще из Козловского: «В 20-е годы там царила блистательная эпоха. Эпоха влюбленности в искусство как актеров, так и зрителей, эпоха высокого мастерства артистов, дирижеров, режиссеров…» Пожелаем, чтобы эта эпоха царила в Екатеринбургском театре всегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
572
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
491
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
425
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
554

Другие новости