0
2877
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.11.2012 00:00:00

Наши следы на женевской земле

Дарья Цилюрик
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Дмитриевна Цилюрик - корреспондент "НГ", аспирант МГУ имени М.В.Ломоносова.

Тэги: швейцария, женева


швейцария, женева Многие выпускники Международного центра МГУ имени М.В.Ломоносова продолжают обучение в магистратуре Университета Женевы.
Фото автора

Стравинский, Гоголь, Набоков, Ленин, Суворов… Свой след на просторах Швейцарии оставили российские композиторы, писатели, революционеры, полководцы. Глазам не веришь, когда в самом центре Европы мимо тебя проезжает трамвай с огромной яркой надписью «Весна священная». Оказывается, Игорь Стравинский написал этот балет в Монтрё, знаменитом особым микроклиматом. Пальмы, озеро Леман – швейцарский Лазурный Берег... Вот почему в Европе это произведение любят больше, чем у нас.

Там же, в Монтрё, 17 лет, вплоть до самой смерти, прожил Владимир Набоков. Любуешься на гостиницу Montreux Palace, где он снимал номер, лихорадочно припоминая, что же такое нужно было написать, чтобы позволить себе подобную роскошь… «Лолиту», – подсказывают коллеги. Разбогатев на этом романе, писатель взял отпуск, возвращаться из которого было уже, в общем-то, и незачем.

Совсем рядом – городок Веве, такой же чудесный и теплый, как Монтрё. Здесь в 1836 году работал над «Мертвыми душами» Николай Гоголь, о чем повествует надпись на памятнике литератору на французском и украинском языках. Вот что писал он в том самом году близкому другу Николаю Прокоповичу: «Города швейцарские мало для меня были занимательны. Ни Базель, ни Берн, ни Лозанна не поразили. Женева лучше и огромнее их, остановила меня тем, что в ней есть что-то столично-европейское…»

И сегодня Женева остается истинным центром притяжения Швейцарии для россиян, и не только для них. Там находятся штаб-квартиры десятков международных организаций, и, если вам нужно провести переговоры с представителями отдаленных частей света, а ехать туда как-то не хочется, – значит, дорога вам на «женевщину». Искать на ее просторах русские следы – особое удовольствие. Чего стоит одна только средневековая башня Моляр с причудливым барельефом, изображающим распростертого на земле, будто уставшего и прилегшего отдохнуть мужчину! Приглядишься и ахнешь – дремлющий Владимир Ильич! Нависает над ним весьма массивная и решительная дама со щитом – гербом города. Говорят, это сама душа Женевы, привечающая эмигрантов. Тут же, словно подтверждение, – площадь Моляр со светящимися кирпичами мостовой, которые украшают надписи на всех языках мира, в том числе и на русском.

Не так радостны порой другие «российские» следы, относящиеся к дням сегодняшним. Совсем недавно, в октябре, вандалы изуродовали южную сторону храма Воздвижения Креста Господня в знак недовольства приговором по делу панк-группы Pussy Riot. В том числе снаружи на стенах было сделано множество надписей. Часть нанесенного ущерба удалось устранить, но до сих пор остались пятна красной краски, которые смотрятся весьма удручающе. Вот как далеко, оказывается, откликнулось эхо этой искусственно раздутой и совсем не интересной истории…

Вообще люди любят играть в эту забавную детскую игру под названием «мыльные пузыри», которые летят через государственные границы, моря, океаны... Кажется, скоро мы в них просто утонем. Вот, скажем, еще один российский след, который никак нельзя обойти. Речь о Международном центре МГУ имени М.В.Ломоносова (МЦЛ). Громко заговорили о нем в 2009 году, когда некий учившийся там Зия Бабаев в Женеве попал в ДТП. В прессе возникла полемика, с публикациями выступили, в частности, две журналистки. Юлия Латынина назвала свою «Авария «Ламборджини» и новорусский Гарвард» и задала в ней с десяток гневных риторических вопросов.

Ответы на них нашла Галина Сапожникова, которая разобралась, почему же все-таки «банальное ДТП в Швейцарии стало мировой сенсацией». Она рассмотрела ситуацию со всех возможных сторон, сопоставив ее даже со скандалом вокруг Ганнибала Каддафи, сына покойного ливийского лидера, и его жены, которых арестовали в Женеве в июле 2008 года (потом все обвинения были сняты, принес извинения президент конфедерации). Проследить логику ее анализа может любой, заглянув в Интернет. Полезное чтение: пусть еще один маленький мыльный пузырь лопнет в голове.


В городке Веве в 1836 году Николай Гоголь работал над «Мертвыми душами».
Фото автора

Не знаю, удобно ли, но, видимо, стоит пояснить, что ни один человек, нарушивший швейцарские законы, учиться в МЦЛ больше никогда и ни за какие деньги не будет. Он – изгой, нанесший рану родной семье, он совершил предательство. Это не просто понимаешь – чувствуешь всем нутром, стоит только погрузиться в царящую там атмосферу. Эти люди – студенты, преподаватели, администрация – один за всех и все за одного. Потому что слишком долго они шли к этому проекту, слишком им дорожат и слишком ценят те возможности, которые он перед ними открывает.

Если говорить по-деловому и начистоту, деньги здесь – необходимое условие, но не достаточное. У студентов есть обязательства, прописанные в контракте, и они должны их выполнять. Первый набор, который проводился в 2003 году, составил 16 человек, а окончили МЦЛ из них восемь. Этот стандарт сохранился, дисциплина очень строгая. Так как имидж – это самое дорогое, что у нас есть, то и получается, что отчислить нерадивца дешевле, чем оставить его. Конечно, в долгосрочной перспективе. А в МЦЛ, судя по всему, умеют мыслить стратегически.

В Международном центре работа ведется по трем основным программам – «Право», «Экономика, экология и право» (совместно с МГУ имени М.В.Ломоносова) и «Актерское искусство» (совместно с Театральным институтом имени Бориса Щукина) по системе двух дипломов. По окончании Международного центра ребята овладевают английским и французским языками. 1 октября 2013 года МЦЛ обещает запустить программу «Масс-медиа». Планируется сделать это совместно с двумя факультетами МГУ – журналистики и Высшей школой телевидения.

Каким будет актер, воспитанный отечественной вахтанговской школой и способный играть на иностранных языках, не решается предположить даже художественный руководитель программы Евгений Князев. Студенты же видят свою миссию в том, чтобы образ России формировался театром, а не телевизором, чтобы зарубежная публика получила возможность вернуться в эпоху, когда культурный обмен между двумя цивилизациями был по-настоящему интенсивен.

К амбициозному проекту проявляют интерес ведущие женевские театры – «Комеди» и «Каруж». А 19 декабря стартует экспериментальный театр, в котором будут ставиться и репертуарные, и антрепризные спектакли. Основу труппы составят студенты МЦЛ. На открытии театра зрители увидят премьеру спектакля «Сказки улицы Брока» по мотивам рассказов Пьера Грипари.

У студентов-правоведов тоже есть четкий ответ на вопрос, чем образование в МЦЛ отличается от диплома, полученного в России, США, Франции. Помимо того что до финиша за рубежом доходят немногие россияне, выпускники выясняют, что выжить на местном рынке труда весьма непросто. В России с полученным «там» дипломом найти работу также проблематично, ведь такие специалисты не знают ни русского юридического языка, ни российского права.

Ребята, окончившие МЦЛ, прекрасно владеют этими предметами. Они заняты в адвокатских конторах, финансовых компаниях, банках, проходили стажировки в ведущих международных организациях, благо в Женеве их собрано огромное количество (ООН, ВОИС, ВТО, ВОЗ, ВОТ, МКК – перечислить все не представляется возможным). 70% персонала вуза – тоже его выпускники, они занимают самые серьезные должности. Ксения Достовалова учится в магистратуре Университета Женевы, куда окончивших МЦЛ берут без экзаменов. Кроме того, она руководит гимназией, существующей при вузе, и работает в адвокатской конторе с клиентами из стран СНГ. «Занятый человек может совмещать все», – считает Ксения, являющаяся к тому же мастером спорта по карате.

Светлана Охлопкова возглавляет Студенческое братство, занимает должность помощника президента МЦЛ и параллельно учится в двух магистратурах (МЦЛ и Университета Женевы). Какой же досуг у этой молодежи? Во-первых, созданы все возможности для занятия самыми разными видами спорта, и он очень увлекает студентов. «Второе хобби – путешествия, – рассказывает Светлана. – Наши ребята интегрированы в европейскую среду и могут свободно путешествовать по самым разным странам. Человек видит достопримечательности, узнает о культуре, истории стран. Это большой вклад в образование».

Амбициозный, молодой вуз (ему ведь всего 15 лет) с дерзкими планами, если честно, остался для меня загадкой. Остался загадкой этот грандиозный и безумный эксперимент по «выращиванию» в женевском инкубаторе умных и талантливых людей, каждый из которых – штучная, ювелирная работа. Ясно одно: в какой бы точке земного шара каждый из них ни обосновался, он будет достойно формировать образ России. Потому что главное, чему здесь учат, – это ответственность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1149
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1135
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1092
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
1033

Другие новости