0
3152
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.11.2012 00:00:00

Репортаж с петлей у шеи

Владимир Иванов
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Владимир Иванович Иванов - обозреватель "Независимого военного обозрения".

Тэги: пакистан, ислам


пакистан, ислам Малала боролась за будущее своих сверстниц, и сейчас юные пакистанки борются за Малалу.
Фото Reuters

Граждан западного мира, позабывшего, что такое Средневековье, шокировала история пакистанской девочки Малалы Юсуфзаи. На жизнь четырнадцатилетней пакистанки покушались талибы за ее дневник, в котором она описывала свою жизнь в провинции Сват, под властью исламистов.

9 октября девочка с одноклассницами возвращалась домой на школьном автобусе. Группа неизвестных лиц остановила машину. Один из них спросил, едет ли в автобусе Малала. Затем он вошел в салон, нашел девочку, выхватил пистолет и выстрелил в нее два раза. Пули попали в шею и голову школьницы. Сидевшая рядом с Малалой другая школьница была ранена в руку.

После ранения девочка была доставлена в медицинский комплекс «Сайду шариф» города Мингора, находящегося в долине Сват, расположенной в так называемой Зоне племен на севере Пакистана. Осмотревшие ее врачи сообщили, что непосредственной опасности для жизни школьницы нет, поскольку пуля не задела мозг. Придя в сознание, Малала рассказала: «Этот человек начал стрелять из пистолета, а потом я не знаю, что со мной произошло и как я оказалась в больнице».

Талибы фактически управляли долиной Сват с 2007 до середины 2009 года. В июле 2009 года подразделения пакистанской армии, которые правительство страны под напором США направило в долину Сват, нанесли талибам поражение и вытеснили их в прилегающие районы.

Но до этого на подконтрольных территориях талибы ввели нормы шариата и строго следили за их соблюдением. Мужчинам предписывалось носить бороду установленной длины. Женщинам запрещалось получать медицинскую помощь у врачей-мужчин, с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола появляться в общественных местах, в том числе на рынках. Моджахеды активно использовали наказания в стиле Средних веков. За воровство виновник мог лишиться одной или даже обеих рук. А неверных жен просто побивали камнями.

В последний год правления талибов тогда еще 11-летняя Малала открыла свой блог на сайте ВВС под псевдонимом Гуль Макай. На своем родном языке урду девочка рассказывала о том, как она и ее сверстники жили под властью талибов. В своем дневнике она писала о публичных наказаниях кнутом и казнях жителей ее города, про обезглавленные трупы, валявшиеся на улицах, и о постоянных перестрелках в городской черте. Писала юная правозащитница и о том, что талибы запретили девочкам получать образование и закрыли 150 женских школ. Сама она оставалась ученицей одного из немногочисленных женских образовательных учреждений и признавалась в своих опасениях, что ее школу в любой момент могут закрыть.

Вот некоторые фрагменты из дневника семиклассницы:

«Понедельник, 5 января. Собиралась в школу и хотела надеть форму. Но потом вспомнила слова директора, что можно прийти в своих платьях. Я надела свое любимое цветастое платье. Другие девочки тоже пришли в цветных платьях, школа стала выглядеть, как дом. «Скажи мне, ради бога, талибы ведь не нападут на нашу школу?» – спросил у меня друг. На утреннем собрании учителя предупредили нас не надевать цветные платья, потому что мы можем оказаться под прицелом у талибов. После школы пообедала и сделала уроки. Включила телевизор и услышала, что комендантский час в Шакарде закончится через 15 минут. Я так обрадовалась. Теперь наш преподаватель английского может снова приходить на занятия».


Выстрелы террориста по чистой случайности не оказались смертельными.
Фото Reuters

«Четверг, 15 января. Всю ночь стреляли пулеметы, я просыпалась три раза. Но с тех пор как перестала ходить в школу, я просыпаюсь поздно, где-то в десять. Днем приходили друзья, обсуждали домашнее задание. Сегодня 15 января – последний день выполнения требований талибов. Друзья ведут себя как ни в чем не бывало, говорят о домашних заданиях...»

Невозможность получения полноценного образования была главной тревогой пакистанской девочки. Она боролась за право своих сверстниц ходить в школу и за воплощение своей мечты стать врачом, что было невозможно под властью талибов. Как говорила Малала, в Коране нигде не сказано о том, что девочкам запрещено посещать школу.

В 2011 году она была выдвинута на Детскую международную премию мира. Однако эту премию получила 17-летняя жительница ЮАР Микаэла Майкрофт, которая боролась за права детей-инвалидов. Но Малале был присужден пакистанский аналог этой премии, и одна из местных школ была названа в ее честь.

Известность, которую Малала получила в западных странах после публикации ее дневников, вызвала ненависть талибов. В начале 2011 года она была внесена в список врагов этого радикального движения. Семья юной правозащитницы никогда не имела намерений покинуть Сват, несмотря на то что там практически постоянно идет война. Ее отцу, по его признанию, никогда даже не приходила в голову мысль о том, что боевики «Талибана» в своей жестокости могут дойти до попытки убийства ребенка.

Представитель группы «Техрик Талибан-и-Пакистан» («Талибан в Пакистане»), взявшей на себя ответственность за нападение, Эхсанулла Эхсан заявил журналистам, что Малала была прозападно настроена. «Она всегда выступала против нас. Мы настигнем каждого, кто выступает против «Талибана», – объявил боевик. «Мы предупреждали ее несколько раз, чтобы она прекратила выступать против талибов, прекратила поддержку западных неправительственных организаций и встала на путь ислама», – по телефону сообщил он прессе. Откуда был звонок, пакистанской полиции установить не удалось. В последовавших после инцидента заявлениях талибы говорили о том, что вовсе не намерены прекратить преследование Малалы и будут мстить ей до конца.

Через шесть дней после ранения Малала Юсуфзаи была доставлена в королевский военный госпиталь английского города Бирмингем, где ей была проведена интенсивная терапия. 25 октября, несмотря на угрозы талибов, Малала возвратилась в родной город.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
681
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
762
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1097
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
880

Другие новости