Торгово-развлекательный центр – островок счастья под стеклянным колпаком.
Стеклянные крыши. Огромная люстра под высоким куполом. Лестницы, ползущие в небо. И изобилие вокруг - еды, одежды, больших и маленьких радостей. А еще тепло. Комфортно: не жарко и не холодно. Как, впрочем, и должно быть в раю. И чисто.
Современный торгово-развлекательный центр – он и есть современный Рай. Воплощение чаяний и грез. Убежище от мира. Место, где можно не думать о несбывшемся и потешить свою израненную проблемами душу.
Этот Рай понятен, пожалуй, только жителям бывшего СССР. Его специфику трудно осознать человеку, чьи деды-прадеды не перебивались на продуктовых карточках и чьи родители не проводили долгие часы в злых очередях за... Предлог «за», впрочем, тут избыточен. Не важно было, за чем очередь. Что дают, могло выясниться ближе к финишу, будь это хоть японский таз, как у героини Людмилы Гурченко (любимой женщины механика Гаврилова), хоть японский бог.
Физические и душевные раны воевавших солдат сказываются на семи поколениях их потомков – в виде физических симптомов, страшных снов, неврозов или фантазий. Вот и мы – компенсаторно – просто обречены быть сибаритами, шопоголиками и гедонистами. Как и торговый центр обречен стать нашим Раем. Местом реванша, отмщения за отцов и дедов. За наше собственное неблагополучие. За все.
Только в 2010 году в Нижнем Новгороде появилось 11 торгово-развлекательных центров. С точки зрения торговых потребностей, казалось бы, больше и не надо. Но иное – потребности в Рае. И новые центры продолжают строиться еще и еще. Их площади легко заполняются новыми магазинами. А магазины – людьми. Потому что Рая хочется всем. И девелоперам, и торговцам, и потребителям. Потребителям прежде всего.
Уже названия торговых центров в Нижнем Новгороде – аллюзия парадиза. «Фантастика», «Золотая миля», «Новая эра», «Седьмое небо». Строится еще и просто «Небо». Последнее, правда, было замыслено столь грандиозно, что превратилось в непрезентабельный долгострой в центре города. В этом году нижегородцам обещаны еще «Индиго» и «Рио».
«Фантастика», пожалуй, самый райский нижегородский ТРЦ. Сюда теперь приезжают фотографироваться после регистрации молодожены, как некогда к Вечному огню. В центре, на главной площади райского мини-сити, большой фонтан. Там по выходным или будним вечерам бывают концерты. Вокруг фонтана – ритуальные скульптурки женщин с толстыми бедрами, настоящие доисторические Венеры, только в современной интерпретации. Не ТРЦ даже, а оживший четвертый сон Веры Павловны. Самая знаменитая русская утопия, рай из алюминия и стекла: «Тысячи статуй в этих храмах. И как прекрасен народ, толпящийся на площадях: каждый из этих юношей, каждая из этих молодых женщин и девушек могли бы служить моделью для статуи. Деятельный, живой, веселый народ, вся жизнь которого светла и изящна» (дано в сокращении). А на верхнем этаже, у самого купола, – «Детский мир» и кинотеатр, подлинные символы радостной безмятежности.
Философ Николай Бердяев проницательно предупреждал, что утопии, фантазийные социальные проекты непременно осуществляются. Но только частично, не полностью. Скрепя зубы (и скрипя зубами во сне), поколения жителей нашей страны верили, что все не зря, а во имя будущего. Во имя рая на земле, обещанного и в трудах умерших пророков-классиков, и в посулах современных вождей. Во имя счастья, которое непременно воплотится в стране победившего.
═ Современный ТРЦ способен удовлетворить потребности человека любого возраста. Фото с официального сайта ТЦ «Фантастика» |
…Оно и воплотилось. В отдельно взятых ТРЦ.
Полы там идеально чисты. Иностранные рабочие на оранжевых машинках удаляют любые следы, оставляя после себя блестящие дорожки. Особая песня – туалеты. Их там множество. С длинными рядами кабинок и светящимися белизной унитазами. Те же иностранные рабочие (вернее, работницы) постоянно их чистят и обрабатывают душистыми антисептиками.
Может быть, это у них там за границей – моллы, ангары в пригороде, куда люди буднично съезжаются, чтобы пополнить еженедельный запас. У нас ТРЦ – это праздник. Островок счастья под стеклянным колпаком. Ну, да, счастье невозможно воссоздать in vivo, в реальной жизни. Пусть будет хотя бы in vitro. В склянке.
Супермаркет, вернее «гипер», ведь приставки «супер» уже недостаточно. (Продуктовая манна – ключевая составляющая Рая.) Непременный магазин для ремонта. А еще боулинг, фитнес, турагентства, мобильные операторы, банки, салоны красоты, ателье, химчистка, мастерские, автомойка… И конечно, опять еда, еда. Фудкорт почти на тысячу голодных и еще отдельные рестораны и кафе.
Оскар Уайльд говорил, что единственный подлинный рай – потерянный. В России, оказалось, возможен и другой – тот, который не навсегда, не вечен и вроде бы и не совсем с тобой. Но туда можно добраться на личном или общественном транспорте. И там побыть. Чтобы получить компенсацию за все неполученное и перенесенное.
Пусть это и ненадолго, и на выходе из ТРЦ тебя опять встретит серое небо, отличающееся от тысячи электрических солнц. Сотни метров парковки со снующими грязными машинами. Огромная лужа на дороге, мешающая перейти к остановке. Толпа людей с пакетами и бумажными сумками, ожидающая автобусов. Сами автобусы, немытые, часто битком, отвозящие домой – в микрорайоны, где все так мало похоже на ТРЦ.
Главное, что ты там побывал – в Раю. И можешь приехать туда снова. В следующие выходные. Может быть, даже удастся выбраться вечером.
А в «Седьмом небе» сейчас новый фотоконкурс «Счастливая семейка». Папа, мама и дочка с улыбками как для рекламы зубной пасты предлагают поучаствовать в акции. Или другая кампания – «Счастливые выходные в «Седьмом небе». Культ счастья. Причудливый оранжевый мир.
Нижний Новгород