Американские студенты ведут себя открыто, много общаются. Но близкие отношения редки.
На первом курсе журфака МГУ я сдала необходимые экзамены и подала документы в американский вуз Washington and Lee University. Мне хотелось проверить свои силы и посмотреть мир. Через полгода я узнала, что меня приняли.
Университет, в который я поступила, находится в городе Лексингтон (штат Вирджиния) в трех часах езды от Вашингтона. Маленький частный вуз, в котором учатся всего 1700 человек, причем девочек туда стали принимать всего 15 лет назад. Назван университет в честь своих основателей-генералов – Роберта Ли, который заложил фундамент университета в 1749 году, и первого президента Америки Джорджа Вашингтона. Сам городок очень старый – первая английская колония появилась именно в Вирджинии. Почти все дома в Лексингтоне XIII века, огромное количество церквушек, а по главной улице в теплое время года курсирует конная повозка для туристов.
Еще при подаче документов я была награждена гордым званием интернационального студента, а это не только дает льготы при поступлении, но и усложняет жизнь. Приехать мне пришлось на неделю раньше, для «ориентации». Сначала вместе с такими же новичками я побывала на нескольких информационных лекциях. А в один из дней нас отвезли в загородную резиденцию университета, которая используется для выездных конференций. Нас рассадили вокруг длинного стола и предложили сыграть в игру, которая должна была познакомить нас с местными обычаями. Всех разделили на группы и раздали карточки со словами – старшие студенты должны были рассказать, какие ассоциации при этих словах приходят им в голову. Нашей команде попалась «социальная жизнь»: оказалось, что, в представлении студентов, – это вечеринки, автобус Traveller, алкоголь и братства...
Что такое американские вечеринки, мне потом не раз пришлось увидеть собственными глазами. Старшие студенты живут не в общежитиях, а в отдельных съемных домах, в которых и устраиваются эти самые вечеринки. Здесь почти никто не танцует, все только здороваются друг с другом, обнимаются, говорят стандартное «Мы так давно не виделись!» и идут дальше. Чем больше человек ты знаешь, тем веселее будет на таких мероприятиях. Американское общество отличается от русского и европейского: ребята ведут себя открыто, дружелюбно, старшекурсники всегда общаются с новенькими, не обращая внимания на разницу в возрасте. Однако, несмотря на видимую социальность, действительно близких отношений между студентами почти не складывается.
Учиться надо всерьез. И не мухлевать. |
Разумеется, на таких вечеринках всегда много музыки и алкоголя, хотя в Америке его не продают лицам младше 21 года. Законы за океаном соблюдаются строже, чем в России, и, если студент попадется на глаза полицейским, они не раздумывая заберут его в участок, пошлют предупреждение родителям и возьмут штраф в 500 долл. На второй раз за такое отчисляют. Правда, и тут есть свои поблажки: при желании можно было бы отчислить весь университет, но так как университет заправляет маленьким городком, то полицейские ловят только самых пьяных, если те идут по середине дороге или выкидывают что-то из ряда вон.
В этой связи самым интересным местным изобретением оказался автобус Traveller. Этот бесплатный автобус курсирует по территории кампуса ежедневно с десяти часов вечера до двух часов ночи, подбирает как пьяных, так и трезвых студентов и отвозит либо к одному из общежитий, либо на следующую вечеринку, – а вечеринки, к слову сказать активно устраивают и представители многочисленных студенческих братств.
Братства (и «сестринства») – основа местной социальной жизни. Эта традиция пришла в Америку из Англии с ее закрытыми школами и клубами для избранных. Студенты вступают в них по желанию, но, чтобы тебя взяли, нужно пройти ряд испытаний и, главное, понравиться старшекурсникам, которые там уже состоят. Как правило, братства различаются по интересам: в одни входят по большей части пловцы, в другие – баскетболисты, в третьи берут только очень обеспеченных студентов из влиятельных семей. Эти разделения условны, но народ подбирается в основном из одного теста: ведь с этими людьми потом придется жить и проводить много времени вместе.
Дома таких обществ называются по нескольким буквам греческого алфавита. У каждого общества есть один основной дом, гораздо шикарнее обычных городских, кирпичный с белыми колоннами. В них, как правило, живут второкурсники. Что бы ни происходило в этих братствах, сколько бы ребята ни пили и что бы они ни вытворяли, наказания обычно совсем не строгие. Около 80% студентов живут, как это называется, греческой жизнью.
На конной повозке по улицам Лексингтона катают туристов. Фото автора |
Официально членство в таких обществах – это гарантия нужных связей по окончании учебы и что-то вроде негласного договора о «поддержке в горе и радости». На этой системе выросло все общество США. Все президенты, министры, директора и управляющие колледжами и вузами когда-то сами входили в такие клубы. Американцы очень ценят связи, а именно это и дают им подобные общества. Успешные выпускники перечисляют ежегодно огромные суммы для поддержки самого университета и отдельно на содержание своих обществ. Все, для кого университетская жизнь закончилась, поддерживают тех, для кого она только начинается, чтобы и им было так же весело. Это вроде эстафетной палочки молодости. Каждый год в начале октября в определенный уик-энд на кампус приезжают все выпускники и веселятся, как первокурсники.
...Наслушавшись рассказов и приготовившись к новой жизни, через неделю я наконец начала посещать занятия. В первый семестр у меня было четыре основных предмета: черно-белая фотография, итальянский язык, английская литература и введение в социальную психологию. Учеба построена так: за каждый сданный предмет начисляют три балла, к концу учебы у вас должно накопиться около 110–120 баллов для выпуска. Специализации в нашем понимании в Америке нет – считается, что основное обучение по специальности начинается в магистратуре, уже после получения степени бакалавра. Есть список общеобразовательных предметов, которые обязан изучить каждый студент. На втором-третьем курсе все выбирают свой мейджор – предмет, которым они хотели бы заниматься после выпуска. У каждой программы еще один список курсов и лекций, которые нужно прослушать, чтобы получить диплом с пометкой о специальности.
Сессии в университете нет, каждый семестр состоит из 12 недель, во время которых постоянно надо сдавать письменные работы. Неделя 13-я – экзаменационная. Это удобно потому, что не приходится лихорадочно учить весь материал за полгода, как это бывает у нас.
Университет Вашингтона и Ли – один из пяти в США, где действует кодекс чести. Это что-то вроде заповеди, по которой запрещается списывать, воровать и врать. За списывание и вранье на провинившегося пишут рапорт, независимая коллегия студентов проводит расследование, и если его признают виновным, то с позором выгоняют.
Конечно, все это лишь немногие из отличий жизни американского студента от российского. К чему-то привыкаешь сразу, с чем-то приходится мириться. Но уникальный опыт, полученный в университете, трудно сравнить с чем бы то ни было еще. У каждого своя Америка, но Америка студенческая дает огромную жизненную базу даже иностранному студенту. Мне по крайней мере точно.