И нести тяжело, и бросить жалко...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Уже не вспомню, как в разговоре с 12-летним моим сыном Мишей мы вышли на его «Окружающий мир» – то, что такой предмет имеется в их школьной программе, я не раз слышал: Миша – весь в меня и по утрам почти ежедневно мучительно дособирает сумку. То тетрадь куда-то пропала, то какого-то учебника снова «нет в живых». «А «Окружающий мир» ты взял?» – «Взял». – «Ну, хорошо». И вот, к слову, Миша вдруг сообщает, что в их учебнике нет ни слова про восстание декабристов. Я, разумеется, не верю. Разговор перескакивает на другую тему, но спустя несколько дней Миша предъявляет мне две книжки – «Окружающий мир», учебник для четвертого класса, первая и вторая часть. Авторы – Дмитриева и Казаков, интегрированный курс, «отличительной особенностью» которого, читаем, «является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества». Интересно! А при чем же здесь восстание декабристов, думаю я, листая оглавление в начале первого «тома»: «Техника и человек», «Клетка – основа строения и роста живых организмов», «Лекарственные растения»... Странная, конечно, последовательность, но, наверное, и про лекарственные растения тоже нужно знать. Надеюсь, там не про коноплю? Нет, про коноплю ничего нет. Зато – про зверобой, про мать-и-мачеху, цветки липы... «Лечебными свойствами обладают и фрукты. Абрикосы стимулируют рост и укрепляют здоровье». Замечательно! Пусть знают. Переворачиваю страницу. Следующая глава – после лекарственных растений – «Где и как жили рыцари». Гм... Неожиданно.
Про мать-и-мачеху есть, а про декабристов ни слова? Нет, правда, после рыцарей и «особенностей кожного покрова» – почти 40 страниц о преобразованиях в России начиная с Петра. Про Ломоносова есть, про русское военное искусство, Отечественную войну 1812 года – с планом местности... На ней, Отечественной войне с планом местности заканчивается первая часть учебника.
Беру в руки вторую (авторы – те же). Начинается учебник экспедициями Беринга и Чирикова, открытиями северных земель России. Дальше – нервная и кровеносная системы, за ними – «Россия в ХХ веке». Декабристов и вправду нет.
«...Но самую главную работу по очистке организма выполняет выделительная система. Ее основными органами являются две почки...» – это на странице 39-й. На 41-й четвероклассникам советуют отказаться от вредных привычек – курения, переедания и пристрастия к сладостям, а уже на следующей: «Для России ХХ век начался с бурных исторических событий. Она пережила Первую мировую войну, две революции, долгую Гражданскую войну. В 1917 году в России утвердилась власть большевиков...»
Почему перечисление такое неправильное – ведь мировая война следовала за первой из двух, а правильнее – все-таки говорить о трех российских революциях? Долгая Гражданская война – прямое следствие Октябрьской революции и потому уже неверно говорить, что власть большевиков утвердилась в 1917 году. В 17-м они взяли власть, а вот утвердилась советская власть как раз в итоге, как пел Окуджава, «той единственной Гражданской»... Тут, по-моему, кстати вспомнился старый анекдот про покупателя, который в отделе школьных и канцелярских принадлежностей спрашивает чернила для 7-го класса и глобус Мордовской АССР.
Впечатление, что это все переведено с иностранного, от такого учебника – волосы дыбом... Фото Карена Исраеляна |
Миша – большой специалист по наполеоновским битвам, поэтому от декабристов, которых в учебнике нет, наш разговор естественно перешел к ошибкам в рассказе о событиях 200-летней давности. Эти страницы буквально испещрены его пометками. Первый же абзац: «В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором». На полях с восклицательным знаком – «в 1804 году». Это правда, императором Наполеон объявил себя уже в начале следующего столетия. Мишины комментарии сопровождают почти каждое следующее предложение. Армия французов в учебнике названа «громадной», но она, как известно, ненамного была больше российской. Кутузов «принял на себя командование всеми русскими войсками», а правильнее сказать – был назначен командующим. Дальше про Бородино: Наполеон «впервые не выиграл битву», а победа русской армии при Бородине сравнивается с Куликовской – «почти за 500 лет до этого». Политические сравнения – на совести авторов, но как согласиться с ошибками в арифметике? 1812 – 1380 = 432.
О совете в Филях: в учебнике говорится, что Кутузов ставит вопрос о битве под Москвой или сдаче древней столицы, а на самом деле, комментирует мой многознающий Миша, вопрос о сражении под Москвой был поставлен не Кутузовым, а Бенигсеном. И т.д., и т.д.
Ленина нет. Сталин не упоминается... Кутузов есть, а императора Александра – нет, Жуков назван, а Сталина – как будто и не было. Тоже странно, тем более что названы помимо Жукова также и Конев, Рокоссовский, Малиновский, Баграмян – это в порядке подтверждения слов о всенародном подвиге: сражались и русский Жуков, и армянин Баграмян. Вот тут бы Сталин и пригодился, но – нет его. Путина и Медведева справедливости ради в учебнике тоже не пропечатали.
После 1918 года, когда, сообщают авторы учебника, в нашей стране создан первый детский театр, сразу же «начинается» Великая Отечественная война. Коллективизация, индустриализация – все мимо. Естественно, нет ни слова ни про пакт Молотова–Риббентропа, ни про совместный раздел Европы в конце 30-х годов. Не нужно это знать школьникам, а может – четвероклассникам еще рано? Ладно, наверстают, расскажут фальсификаторы истории, если найдут лазейку к неокрепшим детским умам и сердцам. Следующая глава называется «Страны – участницы Второй мировой войны». Про ось Рим–Берлин–Токио – ни слова, впрочем, и «по нашу сторону баррикад» названы только две страны, какие – не угадаете! Никогда. Белоруссия и Великобритания. Поскольку учебник не по истории, учебник называется – «Окружающий мир», текст о Белоруссии сопровождает иллюстрация с зубрами в Беловежской пуще. Военных фотографий – ни одной, зато сразу за рассказом об Англии – глава «Век научных открытий», проиллюстрированная диалогом и кадром из мультфильма о Простоквашино. Ощущение, не покидавшее меня, пока я листал, время от времени вчитываясь, матерился, перелистывал дальше, снова пытался читать, снова – ругался... Ощущение такое, как будто цель авторов была – не дать, не позволить, чтобы в головах школьников сложилась хоть какая-то стройная система. Что угодно, но только не это!
В это трудно поверить, но за главой о научных открытиях – четыре страницы про заповедники России (о Великой Отечественной войне, если не считать Белоруссию с зубрами и Великобританию с видами Биг-Бена и Стонхенджем, – шесть страниц), за изображениями выдры и крякши – пищеварительная система и устройство государственной власти в России. «В 1991 году было принято решение распустить Союз и предоставить входившим в него республикам полную независимость». Ну... Примерно так оно и было.
В конце, в предметном указателе (это же учебник, значит, все должно быть по-взрослому), неожиданно отмечаю, что на букву «г» нашлось место гербу, гимну, Государственной Думе и «Гринпису». Ну, правильно, «Гринпис» – это важно, важнее восстания декабристов. Да и откуда еще узнать про них, защитников природы, как не из нашего учебника?!