0
1437
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.08.2012 00:00:00

По Европе с ветерком

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: европа, туризм


европа, туризм Вот так, с ветерком, пересечь границу нам не удалось.
Фото Reuters

Моя добрая знакомая, ныне проживающая в Венгрии, выслушав обо всех моих приключениях и катаниях по Европе, в ответ развела руками – такое впечатление, что ты это все подстраиваешь, чтобы потом написать очерк покрасочней про приключения в дороге.

Ну, может, и так. Хотя мне кажется, что все получилось само собою, стечение обстоятельств. Второй год подряд в Черногорию мы едем на машине. В этом году – через Белоруссию, Австрию, Словению, Хорватию… Посередине Хорватии вдруг – километров на 20 – обнаружилась Босния и Герцеговина, потом – снова – граница Хорватии. О том, что память о прошлом жива, понимаешь довольно быстро, когда в Сербии в обменных пунктах решительно отказываются принимать хорватские куны. Но речь не об этом. Оставив машину жене и детям, из Черногории в Москву я вернулся самолетом в начале июля и скоро понял, что в паспорт, который заканчивается в середине сентября никто мне шенгенскую визу не поставит. Значит, надо срочно менять паспорт. К началу августа он все еще не был готов, заволновавшись, я начал звонить своим друзьям и знакомым, один был даже замминистра иностранных дел и послом в Европе: чем мне грозит путешествие с просроченной шенгенской визой? Ну, скорее всего не пустят… А могут и пустить – на кого нарвешься… А моя венгерская подруга тогда уже предупреждала: не пустят, даже не пытайся, не со зла не пустят, а из страха, что товарищ увидит и стукнет, а стукнет он обязательно, лучше жди, пока паспорт сделают, или пусть Оксана с детьми едет к нам в Будапешт, оставляет машину, а ты потом за ней как-нибудь вернешься… Не послушал, не поверил.

Собрали вещи, уложили в машину, присели на дорожку и – в путь.

Сегодня я с гордостью говорю: мы, наверное, единственные, кто за два дня трижды побывал в Хорватии. Да. Из Черногории мы, разумеется, без проблем въехали в Хорватию, дальше – граница с Боснией и Герцеговиной, следующая граница – с Хорватией… Проехав около 800 километров, к вечеру, вернее уже к ночи, мы подъехали к границе со Словенией. Перелистав мой паспорт, пограничник отложил его, проставил штампы во все остальные, снова взял в руки мой и принялся внимательно его изучать.

– У вас нет шенгенской визы, – в некоторой растерянности вернулся к нам пограничник.

– Да, она закончилась в конце июля, но вы же видели, паспорт заканчивается, только по этой, совершенно технической причине мне не поставили в этот раз визу, – паспорт и вправду переполнен «мульти-шенгенами», рядом – две американские визы, израильские – в общем, видно, что человек проверенный. Выйдя из машины, я начал рассказывать сперва пограничнику, потом и его начальнику, что я журналист, член того и сего, в том числе каких-то международных комиссий и экспертных советов. Дети, проинструктированные на такой случай, начали громко и тихо плакать. Дочку долго потом еще успокаивали.

– Вы же сказали – плакать…

– Но не надо было так уж вживаться в эту роль, – приводили мы ее в чувства, уже снова колеся по дорогам для нас такой гостеприимной Хорватии.

Было видно, они вправду хотели нам помочь, но… не могли. Дали бумажку в консульство и даже адрес. Остановили поток, чтобы мы развернулись. На заправке мы открыли компьютер, нашли более или менее подходящую гостиницу и отправились в Загреб.

Утром я сфотографировался, после завтрака, к девяти утра – к открытию, – мы поехали в посольство Словении.

Внимательно изучив все страницы моего паспорта, сотрудница консульского отдела протянула мне его обратно:

– У вас последняя мультивиза – итальянская, и до того, и еще… Я вам советую – поезжайте в итальянское посольство, они, я думаю, поставят вам транзитную визу.

– Они тебя начали футболить, – заключил мой товарищ, который тогда еще служил консулом, а теперь уже вернулся в МИД. – Ехать в итальянское посольство нет смысла.

Пора разделиться, решили мы, и отправились в посольство России. Тем более на словенской границе нам сказали еще про какой-то «эмергенси паспорт» – мол, немцы в таких случаях делают своим гражданам за границей довольно быстро документы и действуют они целый год. Ну – или я в Минск или Львов, смотря куда летают самолеты из Загреба, и там снова встретимся…

Ничего про «эмергенси паспорт» в нашем консульстве, конечно, не слышали. Нам нужна была доверенность на вывоз детей – ее нам тоже не дали.


Остапу Бендеру (Сергей Юрский) пересечение границы, как известно, обошлось дорого.
Кадр из фильма «Золотой теленок». 1968

Наш добрый консул сказал, что не даст доверенности на вывоз детей, – нет же оригиналов свидетельств о рождении. Но можно их выслать диэйчэлем, дня через два и дойдут... Кстати, Наташа Якубова, моя венгерская подруга, на эту деталь тут же откликнулась своей свежей историей. Наш консул в Венгрии, когда она им звонила узнать, могут ли дети быть вписаны в паспорт мамы или им всем нужны отдельные паспорта (прошла такая информация), сказал ей между прочим, что нужно якобы разрешение от второго родителя «на вывоз». Она им: и что вы мне такое говорите, я вот уже 13 лет вожу этих самых детей без всяких разрешений и никто мне ничего не сказал. Они: мы вас предупредили. Все делают. И назвали сумму. Наташа провела пару неприятных часов в Интернете, выясняя этот вопрос, и оказалось: НЕ НУЖНО НИКАКОГО РАЗРЕШЕНИЯ! Если пограничник настаивает, нужно потребовать у него, чтобы это он показал, поступало ли от второго родителя заявление, что он против вывоза. Поскольку такого заявления нет, вопрос исчерпан. Она распечатала соответствующий документ и взяла с собой. Но все прошло, как всегда, впрочем, гладко: «Но ты как мог так легко попасться! Какой вывоз? Они же ехали бы домой! Ну блин!» – возмущенно писала мне моя венгерская приятельница. Попались – иначе не скажешь.

И в этот самый момент счастливо обнаружилось, что соседняя Сербия граничит с Румынией! Мой друг-консул позвонил мне и радостно сообщил об этом – я-то в карту заглянуть так и не удосужился. «Езжайте к румынам, умоляйте, чтобы они поставили вам транзитную визу». До конца рабочего дня – а консульские отделы работают недолго и не каждый день – оставалось меньше часа, когда мы остановились у ворот румынского посольства. Звоним – в ответ молчание. «Звоните, звоните», – приободрил нас полицейский, дежуривший у соседнего посольства. Мы звонили, звонили. Наконец на том конце откликнулись и попросили подождать. Вышел сотрудник, ключом открыл консульский отдел. Я начал рассказывать, какие большие у нас проблемы, большие-пребольшие… «Подождите, скажите – в чем, собственно, состоит проблема». Выслушал. Спросил, есть ли у остальных шенгенская виза. «30… Нет, 40 минут – не слишком большой срок?.. Тогда через 40 минут виза будет готова».

Дорога через Румынию прошла не без приключений. Страна, конечно, небогатая, даже бедная, пару раз на нашем пути попадались настоящие, точно из позапрошлого века, с картинок сошедшие цыганские таборы. Но и ожидающие автобуса, едва тормозишь около остановки, мгновенно – сразу двое или трое – выкидывают руки, просящие милостыню… Самым страшным оказался ночной кусок – километров 100 – по горам, когда до украинских Черновцов навигатор обещал 160 километров. До Черновцов уже 100, 90 километров, а мы – в тумане, в облаках и через каждые 50–10 метров – разворот на 180 градусов… По пути попался отель – замок Дракулы, – но мы решили, что, может быть, в следующий раз, при более благоприятном стечении обстоятельств. Граница с Украиной показалась на нашей дороге, когда до центра Черновцов оставалось километров 40, даже меньше. Пересекли мы ее без приключений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума начинает с пособников нелегальным мигрантам

Госдума начинает с пособников нелегальным мигрантам

Иван Родин

Cамих приезжих пока коснется лишь одна из шести депутатских инициатив

0
214
Минюст обещает гуманизацию тюремных этапов

Минюст обещает гуманизацию тюремных этапов

Екатерина Трифонова

Некоторых заключенных повезут в "авиазаках" вместо спецвагонов

0
256
Великобритания хочет пересмотреть условия брекзита

Великобритания хочет пересмотреть условия брекзита

Данила Моисеев

Премьер-министр Стармер договаривается о частичном изменении сделки по выходу из ЕС

0
347
США нанесли удары по террористическим группировкам в Сирии, погибли 37 человек

США нанесли удары по террористическим группировкам в Сирии, погибли 37 человек

  

0
144

Другие новости