ЦАХАЛ молитвам не верит.
Фото Reuters
Армейская служба на Земле обетованной – не просто исполнение гражданского долга и проявление патриотизма. В еврейском государстве «сачкануть» от призыва на срочную службу крайне невыгодно. Таким гражданам никогда не удастся устроиться на работу в государственных структурах. Они навсегда лишаются многих привилегий и льгот при обучении в университетах и колледжах, получении рабочих специальностей, покупке недвижимости, открытии собственного бизнеса.
И тем не менее до недавнего времени в Израиле могли уклоняться от призыва на вполне законных основаниях молодые ультраортодоксы (на иврите «харедим»; в переводе – «трепещущие перед Богом»). Они игнорировали и альтернативную службу, которая здесь именуется «шерут леуми», что в точном переводе означает «национальная служба».
Кто боится «плавильного котла»
Первого августа нынешнего года утратил силу так называемый Закон Таля (ЗТ), согласно которому от воинской повинности освобождались молодые харедим, обучавшиеся в принадлежащих этой общине йешивах и колелях – иудейских учебных заведениях соответственно для холостых и женатых мужчин. Этот закон определял количество призывников-ультраортодоксов (не путать с ортодоксами, о которых пойдет речь далее), продемонстрировавших особые успехи в изучении Торы и Талмуда. Вначале они получали отсрочки от призыва, а достигнув возраста 40 лет, полностью снимались с воинского учета.
ЗТ был принят Кнессетом (парламентом Израиля) в 2002 году сроком на пять лет с правом его продления. Закону дали имя его разработчика, бывшего члена Верховного суда Израиля Цви Таля. В 2002 году ЗТ парламентарии продлили, но в 2012 году Кнессет высказался против его пролонгирования.
На решение высшего законодательного органа страны, прекратившее действие ЗТ, не могли не повлиять общественные организации, выступившие с требованием призыва на воинскую срочную службу всех израильских граждан. Однако харедим опасаются, что пребывание в течение трех лет в неультраортодоксальной среде повлияет на них таким образом, что они станут вести светский или по крайней мере «всего лишь» ортодоксальный образ жизни.
Ортодоксы против ультраортодоксов
Ситуация, конечно, парадоксальная. Если иудейские ортодоксы, именуемые здесь «кипат-сруга» («вязаные кипы»; в вольном переводе с иврита «носящие ермолки» – небольшие круглые шапочки или любой иной головной убор), иначе говоря – религиозные сионисты, составляют цвет офицерского корпуса ЦАХАЛа, то согласно ЗТ большинство харедим, обычно одетых в черные костюмы, белые рубашки и шляпы, получили законное право армейскую службу игнорировать.
У «вязаных кип» свои йешивы, в которых служба в армии совмещается с получением религиозного образования. После завершения учебы и срочной службы все выпускники находятся в состоянии «коненут», то есть готовности к оперативному призыву в любой момент.
И это при том, что в 1948 году, во время войны за независимость только что провозглашенного еврейского государства, в осажденном Иерусалиме батальон харедим не только дрался насмерть с наступавшими иорданскими легионерами, но одновременно успевал и укреплять город. Однако после победы евреев над вторгшимися армиями арабских стран к первому премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону пришли лидеры ультраортодоксального сектора и заявили о необходимости возрождения иудейского образования после Холокоста, в огне которого сгорело большинство общин европейского еврейства. Бен-Гурион, который отнюдь не был религиозным, а принадлежал к партии светских сионистов-социалистов (к слову говоря, весьма привечал Ленина), согласился не призывать в ЦАХАЛ йешиботников, то есть студентов йешив, количество которых на тот момент составляло только 400 человек.
Однако за время, прошедшее от года воссоздания Израиля, население страны выросло в 12 раз. И ультраортодоксальный сектор тоже рос, и довольно быстрыми темпами. В 2005 году отсрочку от армии получили 45 500 молодых ультраортодоксов, а в 2009-м – уже 57 800. В 2010 и в 2011 годах к ним присоединились еще соответственно 4800 и 8500 молодых людей.
Важно учесть, что такие видные раввины, как уроженцы России Шломо-Йосеф Зевин (1860–1978) и Ицхак-Айзик Герцог (1888–1959) еще на заре воссоздания еврейского государства не согласились с большинством харедимных лидеров. Они выступили с призывом ко всем религиозным евреям идти в армию и с оружием в руках защищать свое государство.
Раввин Зевин считается крупнейшим галахическим авторитетом ХХ века. С учетом того, что «Галаха» включает в себя традиции, еврейское право и совокупность иудейских законов, то раввин Зевин, ставший позже членом Верховного раввинистического суда Израиля, в своем призыве исходил из духа и буквы иудаизма. В одной из своих работ он писал: «Пусть те, кто учит Тору, присоединятся к ЦАХАЛу и участвуют в сражениях. Тогда заслуга в изучении Торы защитит не только их, но и их товарищей».
Поддержавший Зевина его земляк Герцог занимал пост главного раввина Северной Ирландии, а позже – и главного раввина Израиля. Он утверждал, что заповедь Торы гласит: «Даже жених из-под хупы (свадебный обряд в иудаизме. – З.Г.) обязан отправиться на войну». Следует подчеркнуть, что и Зевин, и Герцог вышли из харедимного сектора, но их дети пошли на службу в ЦАХАЛ.
Один из самых известных израильских раввинов, уроженец России Шломо Горен (урожденный Горончик, 1917–1994) в 1936 году вступил в еврейскую подпольную военную организацию ХАГАНА (в переводе с иврита «оборона», «защита»), действовавшую в Палестине во время правления британцев с 1920 по 1948 год. Горен принимал активное участие в обороне еврейских поселений от арабских хулиганов. После воссоздания еврейского государства был назначен главным военным раввином Израиля. Принимал непосредственное участие в Шестидневной войне июня 1967 года – шел в цепи наступающей на египтян израильской пехоты.
Немало харедим отрицательно относятся к светскому сионизму и, следовательно, к государству, созданному преимущественно нерелигиозными евреями. Тем не менее не все однозначно, ибо харедимный лагерь далеко не однороден. На крайнем антисионистском фланге находится «Натурей карто» (в переводе с арамейского, языка, близкого к ивриту, на котором написана часть Торы, – «защитники города»). Эта небольшая маргинальная организация откололась от одной из иудейских хасидских направлений, а именно от брацлавских хасидов. «Хасид» в переводе с иврита «благочестивый». Им, хасидам, противостоят митнагдим (или миснагдим), в переводе «оппоненты». Различий между ними немного, те и другие в большинстве своем представлены ультраортодоксами.
Большинство хасидских направлений зародились в Украине, Польше и Венгрии и ведут свои названия от тамошних городов. «Натурейкарточники» выступают с воинственных проарабских и проиранских позиций. Неудивительно, что «Натурей карто» именуют «еврейской гвардией Ахмадинежада». Лидер этих «гвардейцев» в свое время был министром по еврейским делам в администрации Ясира Арафата. Показательно, что среди «натурейкарточников» нет граждан Израиля. В основном они представлены гражданами Соединенных Штатов, Великобритании, Южно-Африканской Республики и Австралии. Поэтому эти люди и по формальным причинам не могут встать в ряды ЦАХАЛа.
Брацлавских хасидов в Израиле немного, но некоторые из них служат в батальоне «Нецах Йегуда» (вольный перевод «вечно возблагодарные Богу»), который полностью укомплектован харедим. Представители ХАБАДа (ивритская аббревиатура; перевод – «мудрость»), крупного хасидского течения харедим, достигнув призывного возраста, идут служить. Среди них практически нет отказников. Несколько «хабадников» дослужились до генеральских званий. Идут в армию и представители других хасидских течений и их харедимные оппоненты.
В профессиональной армии ультраортодоксов не будет
Проблема другого свойства возникнет и в случае, если в ЦАХАЛе окажется много харедимных солдат. Потому что они требуют особого отношения. Во-первых, «градус кошерности» армейской пищи для них должен быть повышен. Так, военный раввин из харедим никогда не допустит нахождения рядом молочной и мясной пищи. Во-вторых, солдаты из ультраортодоксов не желают служить рядом с военнослужащими женского пола, которые, как они полагают, «могут их отвлечь во время молитв». Даже песни, исполняемые девушками, харедим слушать не желают. И в-третьих, духовные наставники ультраортодоксальной молодежи опасаются, что их чада после армейской службы покинут харедимный сектор и станут или просто ортодоксами, или даже светскими гражданами.
И при всем при том армейское командование считает ультраортодоксов отличными солдатами.
Полную версию материала читайте в «НВО» №30.