0
1460
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.08.2012 00:00:00

Дамоклово чувство контрольных работ

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: студенты, экзамены, журналистика


студенты, экзамены, журналистика Бывает – спросишь, а потом пожалеешь об этом.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Экзамены – это стиль жизни? Мне кажется, да.

Не так давно как раз кто-то из преподавателей, чуть ли не сам профессор Швыдкой, который в ГИТИСе читал нам курс истории американского театра, признался, что когда-то давно, много лет назад мечталось ему, как окончит институт, станет преподавателем, профессором и будет он не сдавать экзамены, а принимать. И вот теперь, сидя третий час, время от времени расписываясь за ту или другую оценку и обнаруживая в ведомости еще два десятка неоцененных студентов... В общем, он понимает, что даже самые радужные мечты в действительности не так уж прекрасны.

Я сам в этом году сидел на экзаменах, слушал, радовался симпатичным девушкам... Что-то вроде собеседования, творческий конкурс, сменяя друг друга, перед глазами проходят будущие журналисты. «А какие газеты вы читаете?» – чаще всего этот вопрос повергает абитуриентов в ступор. Газет не читают. «Какие передачи смотрите?» – чаще других называют Познера. Может быть, потому, что Познер был за день или за два до экзамена. Может быть, кто-то рассказал им дома, что есть такой – Познер: спросят про телевидение, кто нравится, – Познера называй, не прогадаешь. А Парфенов? – задумываются. Процесс раздумий затягивается. Нет, все-таки – нет. Мне это кажется странным. Я сам нечасто включаю телевизор, но я и не иду поступать на журналистику.

Девушка. Неглупая и, конечно, симпатичная и говорит, что не хочет работать на телевидении, чем сразу вызывает прилив интереса у всех, кто сидит в комиссии: это же редкость. Хорошо говорит. Напоследок я спрашиваю: «А как раньше назывался Санкт-Петербург?» «Ленинград», – бойко отвечает она. – «А до того, как стать Ленинградом?» – «Сталинград!» Мы ей ставим какой-то высокий балл. А чего ждать, если на всю Великую Отечественную войну в курсе истории средней школы сегодня дается четыре часа! А я расстраиваюсь. Ну, если бы она сказала наоборот, ну, как же она не подумала, что не мог быть он Ленинградом после Сталинграда, поскольку Сталин был после Ленина... Не структурированное сознание. А попроси назвать русских царей, хотя бы «основных», из Романовых. Ну и зачем? Мы же ее принять хотим, а не завалить... Она же Булгакова читала, но уже про Сорокина, Пелевина, не говоря уж о Королеве, или Варламове, или Павлове, не слышала ничего. Правда-правда, мы же не у одного спрашивали, не у двоих или троих.

Можно выйти – чаю попить. В коридоре ждут своей очереди «бесконечные» абитуриенты. Захожу в соседний зал, там какой-то молодой человек что-то рассказывает про Дмитрия Быкова, про кого-то еще (слышу какие-то отрывки по дороге «туда» и «обратно»). Бывает, значит, и так.


Мы в приемной комиссии не зверствовали. Хотя иногда очень хотелось.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Следующую девушку я зачем-то прошу перечислить три революции, которые пережила Россия в ХХ веке. Тут сидящий со мной в комиссии коллега, известный либерал, загорается: «То есть август 1991 года вы считаете революцией?» – «Тогда четыре». – «Нет, три». – «То есть Великую октябрьскую социалистическую революцию 1917 года вы считаете переворотом?» – «Разумеется». – «Но по всем существующим определениям она – революция...» – мы как будто забываем о сидящей напротив абитуриентке и углубляемся в исторический спор. Февраль 17-го, октябрь 17-го, революция 1905–1907 годов – оперируем датами, именами. Наконец сходимся на том, что с февраля по октябрь в России шла одна революция и, вернувшись на землю, снова спрашиваем девушку: «Ну, так как?» Та – пожимает плечами. Не вспоминает ни одной. Я – потрясен. Не тем, что не знает, – тем, что не слушала, не слышит. Вспоминаю, как я, по рекомендации дядюшки, явился домой к Александру Аркадьевичу Шерелю, чтобы он проэкзаменовал меня и сказал, стоит ли мне пробовать поступать в ГИТИС. Он задал три вопроса – и вышел на кухню. Про кого писал Белинский в своей знаменитой статье о театре? «Новая волна» в советской драматургии. Великие спектакли Мейерхольда. Из спектаклей Мейерхольда я слышал про «Горе уму» и «Ревизора». И – «Лес». Взглянул на книжные полки, увидел энциклопедический словарь, вытащил, нашел статью про «новую волну»: движение в европейском театре 50-х годов. Так, подумал я, надо добавить лет 10–20, и получится наша «волна». Это кто же? Рощин, Петрушевская, Злотников, Шатров, Гельман, Розов... Ну, половину я назвал, конечно, лишних. И Белинский, да! Из всего его критического наследия в тот момент я знал только самые известные несколько слов про «любите ли вы театр так, как люблю его я»... Едва вернул словарь на место, как в комнату вошел Шерель... Выслушав мои ответы, естественно, он не советовал мне соваться в ГИТИС в этом году. Но полным нулем я все-таки в его глазах уже не был. Мне было стыдно, конечно, но позора удалось избежать.

Вспомнил, как Ф., работавший корреспондентом на «Маяке-24», однажды удивил меня фразой в репортаже. Я не успел его прослушать перед эфиром, поэтому удивился уже в эфире, услышав, как он, рассказывая о каком-то спектакле или выставке, вспомнил про новеллу Гюго «Кармен»... Удивился не я один. После эфира звоню ему, вежливо интересуюсь: «А почему вы решили, что «Кармен» написал Гюго?» – «А... разве не он?» – «Нет». – «Ну, вот мы долго спорили вчера с Катей, она говорила – Мериме, я – что Гюго. Набрал в Яндексе – пошли ссылки...» – «Давайте договоримся, – прошу его я, – в следующий раз вы, пожалуйста, набирайте оба варианта и тот, в котором ссылок будет больше, считайте правильным». Договорились.

Мне надо уходить, и я покидаю большую аудиторию, где проходит экзамен, оставляя товарищей дальше спрашивать, выслушивать ответы, ставить оценки то чуть выше, то чуть ниже. Подводя к нам очередного абитуриента, девушка из приемной комиссии улыбается: «От вас все такие радостные выходят!» – «Знали бы они, какие оценки мы ставим...» Но нет, мы не зверствовали, совсем нет. Иду по коридору в сторону лестницы. Девушка останавливает: «А вы не скажете, сколько сейчас времени?» – «Десять минут седьмого». Вижу, она задумалась. И переспрашивает: «Шесть десять?» Я не понимаю сперва, а потом все встает на свои места: она привыкла время узнавать в мобильном телефоне. А там не бывает «десять минут седьмого», или – «четверть девятого», или – «без пятнадцати семь», или – «половина шестого»... Шесть десять, восемь пятнадцать, шесть сорок пять, пять тридцать. Никаких абстракций. И это, пожалуй, самая большая потеря. А то, что Парфенова не знают – плохо, конечно, но ведь не смертный грех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
2005
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1763
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1677
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
2136

Другие новости