0
1964
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.08.2012 00:00:00

Парнасский простачок, кондитер литературы и другие

Тэги: литература, эпиграмма


литература, эпиграмма Это для нас автор «Горя от ума» – классик, а от коллег-современников ему крепко доставалось. Иван Крамской. Портрет писателя А.С.Грибоедова. 1875. ГТГ

Русская эпиграмма – это совершенно уникальный вид литературного творчества, которым занимались многие русские литераторы, как самые известные, так и совершенно забытые. Практически ни одна сфера общественной жизни не осталась без внимания авторов эпиграмм. От русских писателей и поэтов досталось всем – от царей до своих же собратьев по перу. В полемическом азарте авторы зачастую уходили довольно далеко от русского литературного языка, особенно когда поэт (или группа поэтов) объявлял войну своему собрату (или собратьям) по перу.

Так, в 1824 году разгорелась настоящая литературная война между двумя группировками. С одной стороны, были князь, поэт, литературный критик Петр Андреевич Вяземский и автор бессмертного творения «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов, а с другой – литератор, племянник известного поэта Ивана Ивановича Дмитриева Михаил Александрович Дмитриев и драматург, один из первых русских водевилистов Александр Иванович Писарев. Все перипетии литературных баталий были увековечены и в эпиграммах. В 1820-е годы Дмитриев и Писарев выступили с нападками на Грибоедова:

Одна комедия забыта,

Другой еще не знает свет;

Чем ты гордишься, мой поэт?

Так силой хвастает бессильный волокита.

(Дмитриев на Грибоедова, 1824)

Это был намек на комедию Грибоедова «Молодые супруги, или Притворная неверность» и на «Горе от ума», ходившее в то время в списках по рукам.

Затем следует удар по Вяземскому, причем значительно ниже пояса. Дело в том, что с 1818 по 1821 год Петр Андреевич служил в Варшаве, где по распоряжению Александра I принимал активное участие в разработке Конституции России. Мысль о Конституции вскоре была позабыта, а Вяземский угодил в отставку и под негласный надзор полиции.

Я, веря слухам, был в надежде,

Что он Варшавой проучен;

Знать, ложен слух. Как был и прежде

Всё тот же неуч он.

(Дмитриев на Вяземского, 1824)

А затем от Дмитриева достается и Вяземскому, и Грибоедову одновременно:

Вот брату и сестре законный аттестат:

Их проза тяжела, их остроты не остры;

А вот и авторам: им Аполлон не брат

И музы им не сестры.

(Дмитриев на Грибоедова и Вяземского, 1824)

Сейчас непонятно, о чем идет речь. Однако в то время все было более чем ясно. Речь шла о водевиле «Кто брат, кто сестра, или Обман за обман», авторами которого были Грибоедов и Вяземский.

Разумеется, Вяземский не остался в долгу и написал, в свою очередь, эпиграмму на Дмитриева:

Клеврет журнальный, аноним,

Помощник презренный ничтожного бессилья,

Хвалю тебя за то, что под враньем твоим

Утаена твоя фамилья…

(1824)

Не промолчал и Грибоедов. В его эпиграмме на Дмитриева есть такие строчки:

...Михайло Дмитриев с друзьями.

Переплетясь они хвостами,

То в прозе жилятся над вами,

То усыряют вас водяными стихами…

(1824)

А затем автор «Горя от ума» «приложился» и по Дмитриеву, и по Писареву сразу:

И сочиняют – врут, и переводят – врут!

Зачем же врете вы, о дети? Детям прут!..

(Грибоедов на Дмитриева и Писарева,

апрель 1824)

В свою очередь, Писарев ответил целым фонтаном эпиграмм и на Вяземского, называя его Мишурским, и на Грибоедова, дав последнему прозвище Грибус:

Мишурский, Грибусов приятель,

Ругательством отмстил за эпиграммы нам.

За что он сердится? Как дюжинный писатель,

Едва ль и дюжинных он стоит эпиграмм.

(1824)

Не может не броситься в глаза, что Писарев не стесняется в выборе лексики. Больше всех досталось от него Грибоедову. Вот лишь некоторые образчики его эпиграммного творчества:

Лицо есть зеркало души!

И, видя Грибуса с его отвратной рожей,

Все, верно, повторяют то же:

Лицо есть зеркало души.

(1824)

Или еще:

Незваные Парнаса гости,

Марайте вы собой журнальные листы;

Вам отвечать у нас достанет злости,

Достанет ли у вас-то остроты?

(Писарев на Грибоедова и Вяземского, 1824)

У этой литературной войны есть и положительная сторона – она так и осталась литературной.

В 1829 году поэт Евгений Абрамович Баратынский пишет эпиграмму на Николая Алексеевича Полевого, который в своем труде «История русского народа» выступил с резкой критикой «Истории государства российского» Николая Михайловича Карамзина. Причем Баратынский, сам будучи дворянином, не постеснялся намекнуть на купеческое происхождение Полевого:

В восторженном невежестве своем

На свой аршин он славу нашу мерит;

Но позабыл, что нет клейма на нем,

Что одному задору свет не верит...

А заканчивается эпиграмма еще более резкой строчкой: «Смешнее всех нам пламенный глупец».

Разумеется, Полевой не промолчал и написал эпиграмму на Баратынского:

Зачем мою хорошенькую музу,

Голубчик мой, ты вздумал освистать?..

Тебя сто раз спасал, скажи, не я ли?

Не я ль тебя лелеял и берег,

Когда тебя в толчки с Парнаса гнали,

Душа моя, парнасский простачок?

(1830)

Сегодня даже далеко не все любители русской литературы помнят такие имена, как Туманский и Шаликов. А в 1823 году они обменялись резкими эпиграммами. Сначала писатель Петр Иванович Шаликов написал эпиграмму на поэта Василия Ивановича Туманского:

Дитя мечтательной натуры,

Поэт-романтик Мглин так слог туманит свой,

Что уж давно пора назвать его мечтой

Иль призраком литературы.

(1823)

А затем Туманский на Шаликова:

Дитя пастушеской натуры,

Писатель Нуликов так сладостно поет,

Что уж пора б ему назваться без хлопот

Кондитером литературы.

(1823)

Как правило, причиной эпиграммных войн была литература… но не всегда. Популярный в прошлом литератор и известный картежник Иван Ермолаевич Великопольский написал эпиграмму на Александра Сергеевича Пушкина по поводу проигрыша последним главы «Евгения Онегина» – ведь Пушкин тоже был игрок, и преазартный:

Глава Онегина вторая

Сползала скромно на тузе.

Но это было позже, а еще раньше Великопольский, сам оказавшись в проигрыше Пушкину, чтобы отомстить, берется не за карты, а за перо:

Арист – негодный человек,

Не связан ни родством, ни дружбой:

Отцом покинут, брошен службой,

Провел без совести свой век…

(Арист – герой сатиры

Великопольского «К Эрасту». – В.Г.)

Своего партнера по картам Пушкин тоже увековечил в эпиграмме:

Поэт-игрок, о Беверлей-Гораций,

Проигрывал ты кучи ассигнаций,

И серебро, наследие отцов,

И лошадей, и даже кучеров –

И с радостью на карту б, на злодейку,

Поставил бы тетрадь своих стихов,

Когда б твой стих ходил хотя в копейку.

(1829)

(Беверлей – игрок, герой одноименной драмы французского писателя Сорена, Гораций – римский поэт, писавший сатиры. – В.Г.)

Но больше всех от своих собратьев по перу досталось сардинскому графу, родственнику Александра Васильевича Суворова, сенатору Дмитрию Ивановичу Хвостову.

Какими только кличками его не награждали современники – Графов, Свистов, Вралев, Ослов, Писцов, Хвастон, Рифмин и другие! Свои эпиграммы ему посвятили Иван Иванович Дмитриев («...Стихи, конечно, и твои/ На лекциях пойдут в пример галиматьи!»), Иван Андреевич Крылов, Николай Федорович Остолопов, Александр Ефимович Измайлов («Каких лишились бы прекрасных мы стихов,/ Когда бы не писал Вралев»), Петр Александрович Корсаков («В огонь, в огонь скорей творения Ослова»), Петр Андреевич Вяземский («…В сенате он живой покойник/ И дух нечистый средь людей»).

Совсем по-иному написал о Хвостове Баратынский:

Поэт Писцов в стихах тяжеловат,

Но я люблю незлобного собрата:

Ей-ей! Не он пред светом виноват,

А перед ним природа виновата.

И ведь на самом деле Дмитрий Иванович оказался выше литературных разборок и спокойно перенес все литературные выходки коллег по перу. n

Виктор Михайлович Грибков-Майский – член Союза журналистов России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1958
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1869
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2997
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
4130

Другие новости